Брюссель не даст нам покоя по поводу газового договора с Россией. Для Евросоюза – это слишком важное дело. Мы являемся первой страной, которая должна реализовать на практике европейский проект конкуренции на газовом рынке. То, как проблема будет решена сейчас, будет иметь колоссальное значение для всего ЕС.
Европейский проект, т.е. так называемый третий энергетический пакет, призван защитить европейский рынок от газовых монополистов, таких как Газпром. Поэтому Брюссель настаивает на строительстве реверсов (т.е. соединительных газопроводов, позволяющих передавать газ в любом направлении), а также на допуске к газопроводу всех фирм, которые хотят продавать газ.
Так сложилось, что третий пакет вступит в силу в марте следующего года, а это означает, что польский договор с Россией уже должен учитывать его положения. Поскольку Брюссель не уверен, что так и произойдет, он давит на Варшаву, чтобы она позволила ему ознакомиться с соглашением с Газпромом. Дело осложняется тем, что между Варшавой и Брюсселем, а конкретно, европейским комиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером (Guenther Oettinger), отношения натянутые. Может сложиться впечатление, что Эттингер не верит Варшаве ни на грош. Дело не в том, что он может быть рассержен тем, что Польша его проигнорировала – Эттингера не пригласили в Варшаву на подписание газового договора, хотя ранее он оказывал поддержку в переговорах с россиянами.
Дело гораздо серьезнее, так как третий пакет – это "быть или не быть" газовой конкуренции в Европе. Если Газпром переиграет поляков, на этом потеряет весь Евросоюз. Пока кажется, что Газпром добился своего. Москва уже объявила о победе, поскольку, по ее мнению, почти все осталось по-старому.
Так ли это в реальности, станет ясно лишь когда (после зимнего пика потребности в газе) в Ямальском газопроводе найдется свободное место, которое даст возможность войти на наш рынок другим фирмам. Как только такая возможность появится, Брюссель ей воспользуется. Это сделает и Варшава. В конце концов для нас нет никакой выгоды идти навстречу Газпрому. Европейский план безопасности Польше выгоден, а это значит, что Варшава будет играть на стороне Брюсселя, а не Москвы. Разумеется, для россиян она будет поднимать шум, что ЕС якобы вмешивается в наши внутренние дела, хочет заглядывать в договоры, мешать нам в отношениях с соседом. Но это лишь создание видимости, так как усиление энергетической интеграции с Евросоюзом может принести нам только пользу. Наша ситуация будет вполне неплоха: с одной стороны – подписанный на долгие годы договор, а с другой – решительный Брюссель, который желает обуздать притязания Газпрома. Россияне столкнутся с не слишком услужливым Эттингером, который знает, чего хочет. А нам достаточно ему не мешать.