Превратившись на долгое время в скучную и однообразную историю с участием вальяжных и многозначительных господ, заученно повторяющих одни и те же пустые слова, приднестровская тематика вдруг опять засияла манящими огнями: не забывайте меня, эксперты, политики, чиновники, общественность! Разворошили «приднестровские угли» президенты Франции и Германии – эти европейские полубоги, играющие в ЕС не последнюю роль, и президент России – этот почти что Бог для Приднестровья: что скажет, то и будет с непризнанной республикой. Именно такой их высокий статус и заставил публику, занятую вопросами урегулирования, выискивать ответы на вопросы: «что будет потом, после слов Саркози, Меркель и Медведева в Кишиневе и Тирасполе, куда и кто пойдет, если правильно поняты намеки на Румынию, возможный торг России, появятся ли серьезные европейские перспективы у Молдовы, отважившейся наконец на ликвидацию политико-территориальной проблемы?»
Гадать бесполезно. Много ли нагадали в отношениях между Тбилиси, Сухумом и Цхинвалом? Войну вот только исключали. И что?
О близких событиях в приднестровском урегулировании гадать (пусть не на кофейной гуще, а на цитатах сильных мира сего) тоже не стоит: никто не отгадает. Есть, правда, одна и тоже призрачная надежда на то, что почти одновременные выборы на обоих берегах Днестра принесут конфликтующим сторонам смену политических элит и эти политические элиты имеют шанс договориться о… Но взлелеянной теми же элитами да подогреваемой теми же зарубежными друзьями элит, и этой надежде не суждено сбыться. Где мы видели, чтобы элиты сами и добровольно, да еще и с удовольствием, лишали себя возможности привлечения к себе пристального и широкого внимания? Не будь приднестровской проблемы с ее подпроблемой вывода из региона российский войск, о Молдове и Приднестровье никто бы и не вспомнил. О Молдове и Приднестровье, вдруг объединившихся на каких-то условиях, будут помнить три дня: первый день сам праздник по случаю, второй и третий – похмелье в прямом и в переносном смыслах после праздника. Все. Дальше сами зарабатывайте на жизнь, решайте задачи по сохранению этнического и политико-идеологического мира в объединенной стране, без посторонних мечтайте о своем евросоюзном будущем…
Зато подумать о том, что дало за последние годы точные ответы на вопрос, как не надо делать, самое время. Это полезнее и честнее, чем кататься по миру, пусть за чужие деньги, и тешить зарубежных дядек дурацкими по своей сути формулировками. Ну, нормальный человек разве может понять, как это участники формата «5+2» провели очередную неформальную встречу, которая для них не последняя, потому что сроки другой неформальной встречи уже назначены, и она пройдет в… Надо бы им всем запретить колесить по свету и заставить собираться в самой заброшенной деревне без теплого сортира, горячей воды и официантов - где-нибудь между Кишиневом и Тирасполем. Таких диких, на взгляд посредников и гарантов, мест у нас еще много. Может тогда поймут ответственность и начнут работать. Или остро осознают свою шутовскую роль и тогда свернут «конструктивный и полезный диалог», пообещав никому больше не морочить голову.
Первое и, пожалуй, самое главное. Глубокомысленны рассуждения о том, что лучше такая «неформальная форма работы формата», чем вообще никакой, уже не выдерживает критики. За последние годы доработались до такой степени, что тяжелая трещина между конфликтующими сторонами выросла до глубокой пропасти. Именно равнодушное и безответственное состояние «семерки» привело к появлению двух документов: от Кишинева закон 2005 года и от Тирасполя результаты референдума 2006 года, которые заморозили все перспективы урегулирования, создали ситуацию под названием «холодный мир». Мы дожили (и нас, лохов и недотеп, можно поздравить) до тех времен, что самый неполитический совместный и выгодный во всех смыслах проект Кишинева и Тирасполя, скажем, по производству и реализации на обоих берегах пирожков с мясом, может быть загублен ленивым, брошенным в СМИ подозрением: приднестровцы, допустим, делают фарш из дохлых собак, а на правом берегу в тесто посыпают сушеное дерьмо, собранное в парламентских нужниках. Вот и весь проект. А нам говорят-то про восстановленное железнодорожное сообщение и телефонную связь, от которых и до реинтеграции рукой подать. Спросить сейчас у рядовых жителей обоих берегов: "Что лучше – как было или как сейчас?" Они, не замороченные хитро выкрученными словесами и геополитическими думами, по-житейски точно определят: хрен редьки не слаще.
У «неформальных форматников», правда, найдется (они поднаторели в поисках) ответ и на этот вопрос. Они предложат (да, уже предлагают) свой новый, выращенный в непосильных трудах овощ: а у нас для вас есть такой хрен, который любой редьки слаще. Это уже о другой и тоже не менее важной проблеме. О расширении формата «5+2» и о повышении в нем статуса от наблюдателей до посредников и гарантов представителей ЕС и США.
Есть непреложная истина: чем больше посредников, тем с большим числом надо потом делиться. Причем делиться своими интересами. Чем выше роль посредника в вашем деле, тем больше ему придется отдавать. Поэтому повышение их статуса и увеличение их числа ведет к неизбежным потерям нанимателя и заказчика. Так можно остаться на бобах, и потом нытье о своем интересе, как и восклицание «а нам-то что остается!», окажется запоздалым и наткнется на циничный вывод: раньше надо было думать.