Президент Дмитрий Медведев стал первым из российских руководителей (да и из советских тоже), посетившим острова, которые Япония называет Северными территориями и считает своими. Визит этот состоялся в самый неудачный момент для оказавшегося в нелегком положении японского правительства.
Японцы все еще не отошли от своей последней конфронтации с Китаем из-за островов Сэнкаку (в Китае их называют Дяоюй). Они хотят обеспечить успешное проведение на этой неделе саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), чтобы Япония могла начать восстанавливать свою международную славу и блеск, которые в последние годы у нее отнял Пекин.
До настоящего времени российские лидеры избегали провокационных поездок на Южно-Курильские острова, как их называют в России, опасаясь настроить против себя Японию. Однако на сей раз Медведев, должно быть, посчитал (и вполне правильно), что слабое японское правительство во главе с премьер-министром Наото Каном не станет слишком резко реагировать на его решение заново разжечь длящийся уже 65 лет спор, учитывая его непрекращающуюся ссору с Китаем.
Хотя японские официальные лица предостерегали Медведева от проведения этой поездки, когда стало известно о его планах посетить спорные территории, японское правительство выступило с официальным протестом и отозвало своего посла из Москвы для проведения консультаций лишь после того, как Медведев прибыл на остров Кунашир. Японские руководители одновременно дали понять, что они все же будут рады видеть Медведева на саммите АТЭС.
Спор из-за Северных территорий / Курил берет свое начало со времен окончания Второй мировой войны. Это достаточно острый спор, из-за которого Япония и Россия так и не подписали официальный мирный договор (это единственный неурегулированный в правовом отношении конфликт, оставшийся со времен войны).
В конце войны советские войска заняли четыре острова – Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Советское правительство выгнало оттуда большую часть коренных жителей и построило на островах военные базы и поселки. Позиция японского правительства заключается в следующем. Япония в соответствии с мирным договором от 1951 года, подписанным в Сан-Франциско (Советский Союз его не подписывал), уступила Сахалин и Курильские острова СССР. Однако положения этого договора не распространяются на четыре острова из состава Северных территорий, которые Токио никогда не считал входящими в состав Курильской гряды.
Различные предложения, направленные на разделение контроля над островами и на создание продуктивного общего управления ими, так и не смогли получить решительной поддержки в обеих странах одновременно. Когда казалось, что одна сторона готова договариваться, вторая от сделки отказывалась.
В настоящее время существует несколько предлагаемых компромиссных решений: (1) Россия передает два южных острова (Шикотан и Хабомаи) Японии, а остальные два они развивают совместно; (2) Россия передает Японии три острова (тем самым достигается компромисс между периодически выдвигаемым Москвой предложением о передаче двух островов и упорным стремлением официального Токио получить все четыре); (3) так называемый «план пятьдесят на пятьдесят», по которому общая площадь островов делится поровну, в результате чего Япония получает три острова и часть четвертого, самого большого. Советское правительство официально предложило первый вариант в 1956 году, в то время как разные российские руководители и официальные лица намекают на второстепенных переговорах в Вашингтоне на возможность применения второго или третьего варианта.
Русские не единственные, кто видит достоинства и преимущества в этих предложениях. Некоторые известные японцы также поддерживают идею о том, чтобы по крайней мере рассмотреть один из трех сценариев, особенно последний. Однако всякий раз они незамедлительно подвергаются острой критике у себя дома, что мешает им заручиться более широкой поддержкой. В основной своей массе японские официальные лица дают понять, что проявят гибкость в вопросе о том, когда и как Россия вернет эти острова Японии; однако они настаивают на том, что российское государство должно официально признать суверенитет Токио над всеми территориями.
Проблема для японского руководства заключается в том, что какие бы мысли и идеи ни возникали у них в частном порядке, общественное мнение всегда настроено резко против любого предлагаемого варианта договоренности. В Японии по-прежнему проживают тысячи коренных обитателей этих островов, которые после Второй мировой войны были насильно изгнаны советскими оккупационными войсками. И эти люди пользуются огромным сочувствием в обществе, что затрудняет властям поиски компромиссов.
И хотя российские власти установили процедуру, которая позволяет бывшим жителям островов посещать их без получения визы, им будет очень трудно уступить эти территории Токио по целому ряду причин; не в последнюю очередь из-за того, что сейчас там проживают десятки тысяч россиян. Они также окружены богатыми рыбопромысловыми районами, там на шельфе могут находиться месторождения нефти и газа, и кроме того, российское государство вложило миллионы долларов в создание гражданской инфраструктуры на этих островах. Между тем, иностранное военное присутствие на данных территориях будет создавать угрозу российскому Тихоокеанскому флоту, особенно его стратегическим ядерным подводным силам, которые осуществляют патрулирование в окружающих острова водах.
Кроме того, даже если российские лидеры втайне и хотят отдать эти территории, им придется столкнуться с упорным противодействием в обществе. Медведев, безусловно, понимает, что он провел очень успешную для себя пиар-акцию, посетив эти острова с командой телеоператоров, которые снимали его, когда он расспрашивал живущих на Курилах россиян об условиях жизни и обещал развивать инфраструктуру.
Проблема для обеих стран заключается в следующем. Хотя с политической точки зрения им проще настаивать на принципах вместо того, чтобы сражаться со своими националистами, неурегулированность данной проблемы дорого обходится и Японии, и России. Не в последнюю очередь страны несут издержки из-за отсутствия официального мирного договора, потенциальных инвесторов и коммерческих сделок – ведь бизнес не пойдет туда, где ситуация остается неопределенной.
Спор по поводу островов также способствует усилению взаимного недоверия из-за якобы имеющих место территориальных нарушений. Российские корабли регулярно задерживают японских моряков, пытающихся вести лов рыбы в водах вблизи островов, после чего им предъявляют обвинения в нарушении морских границ России. В августе 2007 года российские морские пограничники предупредительным выстрелом убили члена экипажа японского рыболовецкого судна. Японские власти, в свою очередь, утверждают, что российские военные самолеты время от времени нарушают воздушное пространство Японии. Российские и японские средства массовой информации регулярно выступают с критикой военных учений, проводимых одной стороной в непосредственной близости от другой, а правительства двух стран выступают с возражениями по поводу военного сотрудничества соседей с третьими сторонами.
Долгие годы японские руководители проводят стратегию ограничения экономических связей с Россией, пытаясь вынудить Москву пойти на уступки в островном споре. Но с укреплением российской экономики за последнее десятилетие надежды Японии добиться от Кремля территориальных компромиссов в обмен на увеличение японской экономической помощи начали угасать. В результате российская сторона, похоже, достигла своей цели и вывела территориальный конфликт за рамки развития экономических связей. В последние годы отмечается существенный рост двусторонней торговли. В 2007 году объем товарооборота достиг 20,1 миллиарда долларов, увеличившись на 65 процентов по сравнению с предыдущим годом и в четыре раза по сравнению с 2000-м, когда он составлял 5 миллиардов. А в 2008 году масштабы двусторонней коммерческой деятельности превысили в денежном выражении 30 миллиардов долларов, в связи с чем Япония стала третьим по объемам торговли российским партнером в Азии.
Но несмотря на последние позитивные тенденции, российско-японская торговля выглядит весьма скромно на фоне мощного роста экономических связей между другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно что касается России (которой нужно финансовое и прочее содействие Японии для развития своих восточных регионов). А поскольку японцы хотят получать из России экспортные энергоресурсы, две страны кажутся вполне естественными и логичными партнерами. Но в Россию попадает лишь малая доля японского экспорта, а японские инвестиции в России по-прежнему малы по сравнению с другими странами.
Есть большой потенциал для сотрудничества двух стран, причем не последнее место в этой области может занять атомная энергетика. В марте 2008 года «АтомЭнергоПром», контролирующий гражданские активы российской атомной отрасли, а также японская корпорация Toshiba, владеющая компанией Westinghouse, подписали предварительное соглашение о перспективах сотрудничества в гражданской ядерной энергетике, в том числе, в строительстве новых атомных электростанций, предприятий по обогащению урана и прочих гражданских ядерных объектов. Такое партнерство позволит двум странам успешнее конкурировать с американскими и европейскими атомными компаниями. В марте две корпорации объявили, что рассматривают возможность создания совместного предприятия по строительству в Японии завода по обогащению урана, на котором будут активно применяться российские технологии, и который будет обеспечивать реакторным топливом Японию и другие страны Азии.
Каковы шансы на то, что стороны изменят свои взгляды и позиции? До 2008 года некоторые японцы надеялись, что дождавшись ухода Владимира Путина с поста президента, они будут иметь дело с его более податливым преемником. Тогда была надежда, что с новым российским руководством Япония сумеет урегулировать взаимоотношения в рамках саммита «большой восьмерки» на Хоккайдо, который состоялся в июле 2008 года. Стоит заметить, что остров Хоккайдо находится неподалеку от спорных территорий. Но Путин, покинув пост президента, решил стать премьер-министром, избрав в качестве преемника своего подопечного Медведева. И поэтому нынешняя власть все так же агрессивно отстаивает территориальные правопритязания России.
Но хотя Медведев создал прецедент и посетил Кунашир, российские официальные лица все равно считают, что он придерживается московского предложения от 1956 года о возвращении двух островов Японии в обмен на мирное соглашение.
Но реальность такова, что у российских лидеров мало побудительных мотивов для заключения сделок с меняющими друг друга слабыми премьер-министрами Японии, которые не пользуются влиянием внутри страны, чтобы добиться крупных уступок от политического истэблишмента и общества – особенно сейчас, когда двусторонние экономические связи развиваются независимо от вопроса о суверенитете над островами, а японские руководители все больше озабочены усилением уверенного в себе Китая.
Рейтинги Кана немного понизились по сравнению с июнем, когда он стал премьер-министром. А когда он весьма слабо показал себя в споре с Китаем, они резко упали. Теперь, похоже, особых перемен территориальном вопросе в ближайшем будущем ожидать не приходится.