ООН. Когда после исламской революции 1979 года был свергнут шах Ирана, являвшийся стойким союзником США, пришедший к власти ярый антиамериканский режим аятоллы Хомейни унаследовал настоящую военную сокровищницу: самое современное оружие на многие миллиарды долларов, которое поставляли шаху Соединенные Штаты.
В иранском военном арсенале того времени была самая передовая военная техника из США, включая наиболее современные истребители и самолеты-разведчики того времени - "Фантомы" F-4D и F-4E компании McDonnell Douglas, F-14A Tomcat компании Grumman, P-3F Orion компании Lockheed, а также ракеты Sidewinder и Harpoon и танки M47 Patton и M60.
В прошлом месяце американская администрация приняла решение поставить оружие на многие миллиарды долларов потенциально нестабильным странам Персидского залива, в том числе, Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ), Оману, Кувейту, Катару и Бахрейну. В связи с этим возникают опасения, что если история 30-летней давности повторится, то Соединенным Штатам может грозить серьезная опасность.
Самым крупным покупателем американского оружия – на сумму 60 миллиардов долларов - стал режим Саудовской Аравии. Эту сделку уже назвали крупнейшей в американской истории.
По данным Главного контрольно-финансового управления США, которое является внепартийным следственным подразделением Конгресса, с 2005 по 2009 годы было выдано разрешений на поставки вооружений в шесть стран Персидского залива на общую сумму около 40 миллиардов долларов. Крупнейшими покупателями при этом были Саудовская Аравия и ОАЭ.
Старший исследователь по программе поставок оружия из Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) Питер Веземан (Pieter Wezeman) рассказал IPS, что есть несколько проблем, в первую очередь относящихся к Саудовской Аравии.
"Мне трудно как следует оценить риски, связанные с возможным свержением королевского дома Саудов и приходом к власти антиамериканского или антизападного режима", - сказал он.
Вместе с тем, он добавил, что исключать такое нельзя, как показывает пример Ирана, и как в будущем может показать Ирак.
"Иран до сих пор пользуется поставленной США военной техникой; она составляет основной костяк его вооруженных сил", - заявил Веземан.
В случае с Ираном, отметил он, масштабные поставки дорогостоящего американского оружия стали символом поддержки деспотичного режима шаха со стороны США, и этот факт могли использовать против него его оппоненты.
"Поэтому не совсем ясно, как население стран Персидского залива в целом воспринимает огромные затраты на закупки вооружений", - сказал ученый. Оказывается, несмотря на крупные поставки оружия в Ирак в 80-е годы, Франция и Россия десятью годами позднее не имели особого влияния на иракского президента Саддама Хусейна.
Отсутствие такого политического влияния противоречит тем аргументам, которые используют в качестве оправдания поставок вооружений. Авторы таких аргументов из числа военных аналитиков утверждают, что поставщики в любой момент могут закрутить гайки покупателю, отказавшись от поставок запчастей и от проведения ремонта.
Старший научный сотрудник Центра исследований проблем мира и безопасности (Center for Peace and Security Studies) при Школе дипломатической службы им Эдмунда Уолша (Edmund A. Walsh School of Foreign Service) Джорджтаунского университета (Georgetown University) Натали Голдринг (Natalie J Goldring) заявила IPS, что продление цикла гонки вооружений в регионе Персидского залива чревато многими опасностями.
"Одна из сохраняющихся проблем это стабильность королевства Саудов. Если этот режим падет, возникнет опасность получения его противниками доступа к самому современному американскому оружию", - сказала она.
Голдринг столь же критически отзывается о той поспешности и необдуманности, с которой США заключают новые военные контракты с ближневосточными странами, включая Израиль. "Похоже, что администрация Обамы в вопросе поставок оружия делает один шаг вперед, а затем два шага назад", - говорит она.
В прошлом году администрация объявила о своем вступлении в переговоры с целью заключения Договора о торговле оружием, цель которого – установить международные нормы и стандарты в вопросе поставок вооружений. По словам Голдринг, это решение создало приятный контраст по сравнению с политикой администрации Джорджа Буша.
Но сейчас Саудовской Аравии предоставляют возможность закупить целые партии современных боевых самолетов и вертолетов, ракет, бомб и прочих боеприпасов на 60 миллиардов долларов. Такое решение подает этому региону совершенно неправильный сигнал, говорит Голдринг.
"Эта поставка свидетельствует о том, что на Ближнем Востоке все как обычно, что там назревает новый виток в региональной гонке вооружений", - отмечает она.
Предложение о поставках оружия Саудовской Аравии вызвало огромный интерес средств массовой информации. Отчасти это объясняется огромной суммой сделки. Но, как отмечает Голдринг, гораздо меньше внимания уделяется подписанному недавно израильским правительством контракту на закупку нового истребителя F-35 Joint Strike Fighter.
Стоимость контракта по F-35 составляет менее 3 миллиардов долларов, и это относительно небольшая сумма по сравнению с суммой предложения саудитам. Но F-35 это истребитель нового поколения, и он пока не принят на вооружение даже в армии США, подчеркивает Голдринг.
Если схема действий прошлых лет сохранится, говорит Голдринг, то поставка F-35 в Израиль с их одновременным принятием на вооружение в ВС США создаст необходимость проектировать истребитель следующего поколения. А это будет и дальше раскручивать спираль военных расходов, а также гонки вооружений на Ближнем Востоке.
Питер Веземан из SIPRI рассказал IPS, что огромные расходы некоторых стран Персидского залива на вооружения могут создать опасность крупных потерь.
Такие расходы, отмечает он, необходимо сопровождать соответствующими механизмами отчетности, чтобы убедиться в том, что выделенные ассигнования идут на реализацию четко поставленных целей; чтобы не допустить пустой траты этих денежных средств на ненужное оружие; чтобы исключить коррупцию и не допустить игнорирования других секторов.
Тем не менее, в области закупок вооружений в регионе фактически отсутствует прозрачность.
Готовя эти масштабные сделки на поставку оружия, Соединенные Штаты намекнули, что они главным образом предназначены для укрепления оборонной мощи этих стран в борьбе с соседом, у которого может появиться ядерное оружие – с Ираном.
По словам Веземана, ключевой вопрос сейчас состоит в следующем: как государства, поставляющие оружие, проводили свой анализ рисков, связанных с поставками вооружений в страны Персидского залива.
К этим рискам относится: непреднамеренное применение поставленного оружия внутри стран-покупательниц или ими друг против друга; общественное мнение стран Персидского залива по поводу огромных военных расходов и отвлечению средств из других секторов; а также возможные действия Ирана, наблюдающего за поставками вооружений соседям.
Как утверждает Веземан, Иран может устрашиться; но равной мере он может убедиться в том, что Соединенные Штаты и их союзники в Персидском заливе создают ему угрозу. В связи с этим он может выделить больше средств вооруженным силам для защиты страны.
По словам Голдринг, Главное контрольно-финансовое управление США недавно выразило серьезную озабоченность по поводу контроля над поставками оружия из США. Ни госдепартамент, ни министерство обороны США не сумели обоснованно показать, как поставки оружия в страны Персидского залива помогают реализовывать цели внешней политики США и отстаивать интересы национальной безопасности.
Объявляя о таких крупных поставках в условиях, когда не найден ответ на эти вопросы и не сняты другие проблемы, администрация Обамы не уделяет достаточного внимания возможным ближайшим и долгосрочным последствиям продажи оружия в плане региональной гонки вооружений и нестабильности, отмечает Голдринг.
"Делать все как обычно – это неправильный подход", - заявляет она.