Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
В ближайшее время Высший суд справедливости проведет последнее заседание по вопросу специальных автобусных маршрутов, в которых женщины будут обязаны сидеть в задней части салона, а мужчины в передней. Подобные маршруты лишь верхушка айсберга, свидетельствующая об усилении "режима благочестия" в ультраортодоксальном секторе, оказывающего влияние и на другие группы израильского населения.
Всегда во время молитв и в рамках школьного обучения существовало разделение между юношами и девушками, в основном – в подростковом возрасте. В последние годы ультраордоксальная община переживает революционные изменения в том, что касается внешнего проявления скромного, по религиозным меркам, поведения. Разделение между мужчинами и женщинами становится обязательным не только в синагогах и в школах, но и всюду, где только можно. В автобусах, на улице, на работе, в магазинах, на детских площадках, в почтовых отделениях, в больничных кассах. Иными словами: концепция поведения, которая все больше завоевывает ортодоксальную общину, требует того, чтобы ультраортодоксальный мужчина в любом месте и в любое время не мог видеть посторонних женщин.
На первый взгляд, эта ситуация касается только ортодоксальной общины, которая имеет право жить в полном соответствии с собственным мировоззрением. Проблема в том, что подобная "революция благочестия" оказывает влияние на каждую женщину в государстве Израиль. Я не преувеличу, если скажу, что это грозит ликвидировать все достижения феминистской революции в Израиле.
В последние годы все говорят о необходимости призыва харедим в армию и об участии ультраортодоксов в трудовой деятельности. И тут возникает проблема. Ультраортодоксальные мужчины, призывающиеся в ЦАХАЛ, требуют армию без женщин.
Постановление Высшего суда справедливости по делу военнослужащей Элис Миллер кардинальным образом изменил ситуацию в армии. Женщины стали полноправными партнерами мужчин, им стали доступны почти все военные должности и посты. Израильские женщины радовались еще одному завоеванию феминистской революции. Стало еще одним барьером меньше на пути к подлинному равенству в обществе. Появилась возможность занимать ключевые для дальнейшей карьеры посты. Все это потому, что военная служба до сих пор является необходимой стадией для продвижения по карьерной лестнице в израильском обществе.
Победа, достигнутая в ходе судебной борьбы, может быть сведена на нет. Это уже происходит – потому что харедим, призывающиеся в армию, требуют предоставить им "стерильное" пространство, свободное от женщин. Сегодня среди израильских призывников - всего одна тысяча ультраортодоксов. Все надеются, что эти цифры существенно возрастут. Если эта тенденция будет усиливаться, все больше подразделений ЦАХАЛа станут закрытыми для женщин. Это означает, что статус женщин в обществе вновь будет ниже, чем статус мужчин. Не секрет, что среди армейского командования бытует мнение, что увеличение мобилизации ортодоксальных призывников важнее равенства между мужчинами и женщинами.