В преддверии саммита глав государств-членов НАТО, который состоится в этом месяце в Лиссабоне, дискуссия главным образом ведется по вопросам значимости и предназначения Североатлантического альянса. При этом особое внимание уделяется новой Стратегической концепции НАТО, которая будет представлена в Лиссабоне. Но на саммите будет обсуждаться и более практический вопрос о том, должна ли всеобъемлющая система противоракетной обороны (ПРО) стать задачей всего альянса.
Несмотря на отсутствие энтузиазма в Турции, сохраняющееся недовольство России и, возможно, некоторых других государств, не входящих в НАТО, страны-члены альянса в целом поддерживают поэтапный и адаптационный подход администрации Обамы к европейской ПРО. Новая система, соглашения по развертыванию которой должны быть заключены на двусторонней основе между Вашингтоном и некоторыми союзниками НАТО, расположенными неподалеку от Ирана, будет прикрывать территорию, население и вооруженные силы всех членов блока, включая тех, которые уже сегодня находятся в пределах досягаемости иранских баллистических ракет.
Однако Вашингтону хотелось бы, чтобы лидеры стран НАТО в Лиссабоне подтвердили свою готовность вносить соответствующий усилиям США вклад в дело безопасности альянса и взяли на себя коллективное обязательство по сотрудничеству и взаимодействию в создании усиленной ПРО в качестве миссии всего североатлантического блока. Такое обязательство приведет к тому, что союзники по НАТО будут финансировать хоть какую-то часть европейской архитектуры ПРО.
В частности, администрация Обамы хочет расширить управление Активной эшелонированной системой ПРО театра военных действий (АЭСПРО ТВД), придав ему возможности по обеспечению территориальной ПРО во взаимодействии с национальными системами США, развернутыми поблизости от Европы. Имея такие возможности, европейские страны смогут лучше интегрировать собственные средства ПРО с американскими. Это даст возможность РЛС НАТО расширить поле радиолокационного обзора американских систем. Некоторые оснащенные системой «Иджис» европейские военные корабли также могут объединить свои усилия с ВМС США, обеспечивая совместную противоракетную оборону портов Европы, а европейские комплексы «Пэтриот» и прочие противоракетные системы наземного базирования смогут лучше взаимодействовать с американскими ракетами-перехватчиками.
На начальном этапе усиленная система НАТО будет обеспечивать защиту американских военных и гражданского персонала в Европе. Со временем расположенные в Европе натовские элементы ПРО также укрепят возможности США по защите Северной Америки от ударов ракет большой дальности. Есть надежда, что созданная в итоге связка из европейской и американской ПРО усилит ощущение коллективной трансатлантической безопасности.
Для достижения этой цели президенту Бараку Обаме и его команде понадобится, основываясь на дипломатическом фундаменте, заложенном прежней администрацией Джорджа Буша, преодолеть определенные препятствия, в том числе, возражения ряда союзников, выступающих против всеобъемлющей системы ПРО в рамках НАТО.
Похоже, администрации удалось снять ряд ранее существовавших возражений. В частности, руководители стран НАТО в настоящее время разделяют озабоченность американцев по поводу усиливающегося иранского потенциала и возможностей для запуска по европейским целям баллистических ракет, которые могут быть оснащены ядерными боеголовками. Кроме того, планируемая к созданию архитектура ПРО будет достаточно гибкой, и ее можно будет применять против других возможных угроз, прежде всего, со стороны Ближнего Востока и Северной Африки.
Тем не менее, беспокойство по поводу некоторых аспектов коллективной противоракетной обороны НАТО сохраняется. Остается вопрос о гражданском контроле над такой системой. Чтобы перехватить баллистическую ракету, решение на запуск необходимо принять в считанные минуты. А для этого командование НАТО должно иметь санкции на проведение противоракетного перехвата без получения дополнительного разрешения от гражданских политических руководителей.
Но некоторые европейские руководители не желают давать американским военачальникам возможность для начала того, что может стать военной акцией и привести к войне – например, если в результате запуска по ошибке будет уничтожена гражданская космическая ракета. Они хотят, чтобы вначале были в обязательном порядке проведены консультации с политическим руководством НАТО, особенно из тех стран, с территории которых будет производиться запуск, и которые могут пострадать от выпадения радиоактивных продуктов взрыва. Но сторонники всеобъемлющей ПРО в рамках НАТО отмечают, что в ошибочном решении на запуск меньше опасностей, чем в нынешней ситуации в рядах альянса, связанной с ядерными задачами, с которой страны-члены продолжают мириться.
Наверное, самая серьезная нерешенная проблема в Европе связана с деньгами. Сторонники превращения ПРО в общенатовскую миссию отмечают, что альянс уже взял на себя обязательство потратить примерно 1 миллиард долларов на систему управления АЭСПРО ТВД, которая в настоящее время предназначена только для защиты вооруженных сил НАТО. Согласно американским оценкам, альянсу придется потратить дополнительно лишь несколько сотен миллионов долларов на расширение этой системы, чтобы она обеспечивала защиту территории и населения европейских членов НАТО.
Некоторые руководители стран североатлантического альянса считают, что у них нет возможностей для таких дополнительных трат в момент, когда их странам приходится срочно принимать жесткие меры бюджетной экономии, чтобы преодолеть глобальный экономический спад. В дополнение к вызванной спадом потере значительных налоговых поступлений и к расходам на меры недопущения нового цикла кризиса, европейским странам приходится финансировать оказавшуюся неожиданно дорогостоящей военную операцию в Афганистане. А на саммите им наверняка придется взять на себя обязательства по финансированию и других новых мероприятий в рамках НАТО, таких как коллективная кибернетическая оборона.
Европейские союзники по НАТО надеются, что Вашингтон со временем согласится сам оплатить все расходы по модернизации АЭСПРО ТВД и по другим мерам, направленным на развитие ПРО НАТО. Они видят, как Соединенные Штаты самостоятельно разрабатывают различные системы противоракетной обороны и поэтому считают, что США вполне могут предложить союзникам противоракетный зонтик дополнительно к предоставляемым Вашингтоном странам НАТО и некоторым не входящим в альянс государствам гарантиям ядерного сдерживания.
И наконец, некоторые европейские лидеры опасаются, что аналитики из США и НАТО недооценивают возможные совокупные расходы на приобретение и поддержание в рабочем состоянии элементов эффективной и всеобъемлющей системы ПРО, и в особенности риски, связанные с перерасходом средств, что часто случается после принятия решения о закупках.
Стоимостной барьер станет самым труднопреодолимым препятствием на пути создания натовской системы ПРО. Чтобы добиться своего и преодолеть этот барьер, сторонникам противоракетной обороны понадобится усилить восприятие реальной угрозы и продемонстрировать, как НАТО может умело использовать уже имеющиеся возможности и средства для создания такой системы. Такой проект в рамках всего альянса, который будет сосредоточен на главном предназначении НАТО – защите стран-членов от нападения – может стать конкретным примером сохраняющейся значимости североатлантического блока. Он укрепит взаимодействие стран-членов в момент, когда они все больше устают и испытывают раздражение от войны в Афганистане.
Ричард Вайц (Richard Weitz) – старший научный сотрудник Хадсоновского института (Hudson Institute) и старший редактор World Politics Review.