В опубликованном в среду докладе, за неделю до открытия Международного авиасалона в Чжухае (Китай), Международный институт по изучению проблем мира в Стокгольме (SIPRI) сообщил, что в период с 2005 по 2009 год США продали 341 самолет (по сравнению с 286 за предыдущее пятилетие); продажи России составили 219 (по сравнению с 331); Франция продала 75 (по сравнению с 58).
Независимый институт, частично финансируемый шведским правительством, подчеркивает также, что эти боевые самолеты решают не только оборонительные задачи, но и представляют угрозу дестабилизации в тех многочисленных районах, где используются.
В исследуемый период лишь одиннадцать государств производили боевые самолеты: США, Россия, Китай, Франция, Швеция, Индия и Япония – самостоятельно; а также Германия, Италия, Испания и Великобритания в рамках консорциума Eurofighter. А вот список покупателей гораздо более обширен: 44 страны.
Лишь на долю Индии (115), Объединенных Арабских Эмиратов (108) и Израиля (82) вместе взятых приходится одна треть закупок. Другие крупные покупатели равномерно распределены по районам «высокой международной напряженности», говорится в докладе.
Хотя «зачастую боевые самолеты преподносятся чуть ли не как главное оборонительное оружие, именно они наделят страны, в распоряжении которых находятся, возможностью наносить удары по целям, расположенным в глубине территории соседних стран, оставаясь при этом малозаметными», пояснил Симон Веземан (Siemon Wezeman), руководитель программы по исследованию продаж оружия в SIPRI. Ученый напомнил о воздушном ударе Израиля по Сирии в сентябре 2007 года и действиях российской авиации в ходе войны с Грузией в августе 2008 года.
«Закупка боевых самолетов может повлечь за собой ярко выраженную дестабилизацию в определенных регионах», добавил исследователь.
В докладе также указывается на то, что «в то время как продажа баллистических и крылатых ракет … достаточно строго контролируется, отчасти из-за их способности нести ядерное или иное оружие массового поражения, продажа высокотехнологичных боевых самолетов и ракет класса «воздух-земля», способных нести ядерные боеголовки, не подпадает под какой-либо контроль».
Для стран-экспортеров это очень доходный бизнес, поскольку современный боевой самолет стоит 40 миллионов долларов или больше, считают эксперты SIPRI. Поэтому государства-производители весьма заинтересованы в новых контрактах.