Дэвид Кэмерон принял приглашение российского президента Дмитрия Медведева и в следующем году, видимо, станет первым британским премьер-министром, который посетит Россию с 2005 года.
В последние месяцы напряженность в отношениях между Великобританией и Россией спала, и в октябре министр иностранных дел Уильям Хейг посетил Москву, чтобы дать стимул развитию отношений. Однако противостояние, возникшее из-за смерти бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году, похоже, так и будет оставаться большим препятствием на пути к полному восстановлению отношений. Великобритания обвиняет гражданина России Андрея Лугового в отравлении Литвиненко и безуспешно пытается добиться его выдачи.
После двусторонней встречи между Кэмероном и Медведевым, прошедшей в преддверии саммита двадцатки промышленно развитых и развивающихся стран в Южной Корее, Кэмерон сказал: «Мы согласны в желании укреплять двусторонние отношения». Великобритания заявила, что дело Литвиненко на встрече не обсуждалось. Также сообщается, что дата визита пока не установлена, а местом его может стать или Москва, или Санкт-Петербург. Скорее всего, визит состоится во втором полугодии 2011 года.
Кэмерон сказал, что «очень рад принять приглашение посетить Россию в следующем году», добавив к этому, что Россия хочет, чтобы отношения «росли и развивались». Он сказал, что стороны обсудили Иран и Северную Корею. Кэмерон и Медведев также обсудили конкурс на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. Россия и Англия — в числе основных претендентов. Несмотря на выдвинутые в адрес сотрудников ФИФА обвинения в продажности, Кэмерон в шутку сказал Медведеву, что надеется на «хорошую честную борьбу», о чем сообщил его пресс-секретарь.
Кэмерон воспользовался моментом и поговорил о предстоящем Чемпионате мира не только с Медведевым, но и с президентом Южной Кореи Ли Мён Паком. Также он встретился с вице-президентом ФИФА и президентом корейской ассоциации футбола Чон Мон Чуном.
На встрече Кэмерон пошутил, что сказал Ли Мён Паку, будто «уделяет больше времени Чемпионату мира, чем встрече “двадцатки”».
В то же время было официально подтверждено, что в декабре Кэмерон отправится в Швейцарию в преддверии вынесения окончательного решения по месту проведения Чемпионата мира 2018 года.
Это похоже на действия прежнего премьер-министра Тони Блэра в 2005 году, который тоже активно добивался победы Лондона в борьбе за право провести Олимпийские игры 2012 года.
«Премьер-министр хочет оказать максимально возможную поддержку заявке, которую считает очень убедительной».
В различных телевизионных интервью Кэмерон сказал, что формату «двадцатки» предстоит «настоящее испытание» в плане выправления перекосов в мировом балансе, и предупредил, что мировая экономика может вернуться в кризисное состояние, если начнет нарастать протекционизм.
«Мы все должны бояться возвращения к тому, что происходило в 1930-х: протекционизм, торговые барьеры, валютные войны, игры в “разори соседа”, то есть когда страны заботились о себе и ни о ком больше. Вот какова опасность», — сказал он.
Но премьер-министр сказал, что видит призраки прогресса в области торговли и в плане очередного раунда переговоров по либерализации торговли в Дохе. По его словам, в «двадцатке» об этом говорят «хорошо и позитивно». Позднее, выступая на деловом форуме в Сеуле, Кэмерон сказал, что хотел бы, чтобы соглашения в Дохе были заключены уже в следующем году.
«Это международный позор — что мы до сих пор не закончили этот раунд переговоров», — сказал он.
По его словам, «двадцатка» пришла к немалому успеху в других вопросах, в частности, в вопросах банковского регулирования, а также в плане предложения схемы свободной торговли для Африки, сделанного Великобританией. Также он сказал, что это очевидным образом наилучший формат для обсуждения ключевых проблем, стоящих перед мировой экономикой.
На вопрос о прошедших в Лондоне в среду и вылившихся в насилие студенческих акциях протеста против повышения платы за обучение Кэмерон сказал, что насильственные действия «совершенно неприемлемы» и что к нарушителям закон должен быть применен со всей его силой.
По его словам, возвращения к прежней практике установление максимально возможной платы за обучения государством не будет. Однако премьер сказал, что не считает возможным повторения ситуации с зачастую перерастающими в насилие протестами, захлестнувшими Великобританию в 1980-е годы, когда премьер-министром была Маргарет Тэтчер.
«Я считаю, что между нашим временем и 1980-ми есть большая разница», — сказал он. — «Сейчас у нас коалиционное правительство, две партии действуют совместно в интересах нации, пытаются увлечь страну за собой, и мы идем на трудные шаги, чтобы справиться с долгом и дефицитом».
Ранее в четверг Кэмерон отметил день памяти (аналог американского дня ветеранов в Великобритании), возложив венок на месте самой кровавой битвы с участием британской армии со времен второй мировой войны. Первый батальон Глостерского полка был отрезан и окружен китайскими коммунистами во время битвы на реке Имджин в апреле 1951 года, когда шла корейская война. Затем Кэмерон принял участие в дне церемонии по случаю дня памяти на корейском национальном военном мемориале в Сеуле. Вместе со своими канадским и австралийской коллегами Стивеном Харпером (Stephen Harper) и Джулией Гиллард (Julia Gillard), а также министром финансов Франции Кристин Лагард (Christine Lagard), возложил венок к мемориалу в память о воинах ООН, погибших в корейской войне.