Сила уходит на Восток, и если кому-то надо поймать момент, когда это становится особенно заметным, то события, происходящие на этой неделе в Сеуле, подходят вполне неплохо. Дело даже не в том, что это Корея. И не в том, что «двадцатка», в состав которой входят крупнейшие из «новых развитых» стран, затмевает собой старый «клуб богатых» — «большую семерку». Дело просто в том, что на этой неделе стало ясно, что «новые развитые» справились с мировой рецессией гораздо лучше, чем старые. Европа и Северная Америка явились на форум «двадцатки», обремененные долгами из-за самой сильной рецессии со времён второй мировой войны. Азия и большая часть Африки выглядят так, как будто никакой рецессии вообще не было.
Это можно почувствовать, если читать новости за последние несколько дней. Звучали прогнозы, что если курс обмена валюты привести в соответствие с реальной покупательной способностью, то Китай обойдет США по объему экономики за два года. Было и такое, что китайские лидеры приезжали в Португалию и обещали ей денег в долг — помочь справиться с долгами. Был Обама, метавшийся по Индии, был Дэвид Кэмерон, ходивший вокруг Китая и добивавшийся контрактов на экспорт.
Еще существует большая разница в степени самоуверенности между странами, избежавшими рецессии, и странами, пытающимися добиться возобновления роста. При прежних послевоенных рецессиях все проблемы традиционно решали западные государства. Даже полтора года назад, на саммите «двадцатки» в Лондоне, было негласно решено, что пакет инициатив, предложенных Гордоном Брауном (Gordon Brown), проложит путь вперед. Теперь, по крайней мере — в Азии, обремененный долгами Запад считается не решением проблемы, а самой проблемой. Рецессия была не мировой, а североатлантической. Было бы слишком жестко сказать, что мы умоляем, а они купаются в лучах власти, но что-то в этом есть.
На самом деле оба мира нуждаются друг в друге, и так будет и в дальнейшем. Всем нам нужна открытая система торговли и разумная степень свободы передвижения капитала. В мире совсем недавно случился не имеющий прецедентов в мировой истории всплеск благополучия, причем затронула оно довольно многих, пусть и не совсем всех. Было бы безумием отказаться от столь хорошо сработавшего плана. Но действовать по этому плану должны все, то есть все должны вести ответственную политику.
Говоря в контексте, мир находится на раннем этапе переноса центра силы таких масштабов, о которых не слыхали со времен промышленной революции. В ближайшие два десятилетия мировое экономическое господство захватят Китай и Индия, как уже и было двести лет назад. На встрече «двадцатки» речь пойдет об их идеях и об идеях больших стран из числа «новых развитых», и идеи эти будут внедрены в существующую мировую систему и помогут сформировать ее. Но ей необходимо адаптироваться, и встреча эта станет началом двадцатилетнего спора о том, как это нужно сделать.