Услышав, что Грузия приняла новую конституцию, превращающую страну из президентской республики в парламентскую, большинство людей думает, что бывшая советская республика сделала очередной шаг к европейским стандартам. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это совсем не так.
Что же происходит на самом деле? 15 октября грузинский парламент одобрил проект новой конституции, которая должна вступить в силу в 2013 году. Так как все предыдущие изменения были направлены на то, чтобы обеспечить удобство правящей элите (как, например, в 2004 году, когда полномочия президента были расширены, а роль парламента уменьшилась), многие в Грузии уверены, что основная задача новой конституции -позволить Михаилу Саакашвили остаться у власти. Вряд ли можно сказать, что это отражает пожелание грузинского народа или является шагом к большей демократии. Чтобы окончательно прояснить этот вопрос, имеет смысл присмотреться к некоторым аспектам конституционного проекта.
Главная проблема заключается в том, что новый документ, в сущности, не избавляет парламент от зависимости от исполнительной ветви власти и не уменьшает концентрацию полномочий руках одного человека. Конечно, с одной стороны, теперь основными полномочиями будет обладать премьер-министр, а не президент, однако, с другой стороны, возможности парламента вынести ему вотум недоверия были резко ограничены. Фактически конституция только усиливает исполнительную власть за счет законодательной, а не ослабляет ее. Именно поэтому Венецианская комиссия (консультативный орган Совета Европы по конституционным вопросам) рекомендовала «проверить и пересмотреть» положения конституции, относящиеся к вотуму недоверия.
Вдобавок, по новым правилам, отправить в отставку вступившего в должность премьер-министра будет практически невозможно. Новая конституция обеспечивает премьер-министру практически те же гарантии безнаказанности, которыми сейчас пользуется имеет президент. В окончательном докладе Венецианской комиссии подчеркивается явный дисбаланс между ветвями власти, который способен привести к серьезному кризису. Новая конституция может служить примером «сверхпремьерской» модели правления, которая может обеспечить нынешнему режиму сохранение власти на неограниченный срок.
Укрепляя роль премьер-министра, проект дополнительно ослабляет власть парламента. Согласно новой конституции, парламент лишается двух важных функций и прав: возможности разрабатывать законодательство и возможности сдерживать исполнительную власть. Например, чтобы вносить поправки в бюджет, теперь будет необходимо согласие правительства. Нигде в демократическом мире не действует парламентская модель правления с таким слабым парламентом. К тому же новые версии ряда процедур, предусмотренные проектом, противоречат конституционному праву и логике. Венецианская комиссия высказалась по этому поводу дипломатично, но четко:
«Комиссия, тем не менее, считает желательным дополнительно укрепить власть парламента. В связи с этим, следует пересмотреть положения, относящиеся к формированию правительства, и особенно к вынесению вотума недоверия, а также к полномочиям парламента в бюджетных вопросах».
Новая конституция также ослабляет судебную власть, позволяя исполнительной власти ее шантажировать. Устанавливая трехлетний испытательный срок, она, по мнению Венецианской комиссии и ряда других международных правовых организаций, ставит под угрозу независимость судей.
Подобные «детали» наглядно демонстрируют, что новая конституция служит просто фасадом, который позволит сохранить власть Саакашвили и его команде. Теперь становится ясно, что правительство Грузии обратилось в Венецианскую комиссию не за практическими рекомендациями и не потому, что оно действительно хотело улучшить проект конституции. В результате Грузия, в которой некогда расцветала демократия, движется к мягкой диктатуре. Фактически, новая конституция стала очередным отступлением от демократических процедур и, соответственно, угрозой правам грузинского народа, и международной безопасности на Кавказе.
Нино Буржданадзе – лидер партии «Демократическое движение - Единая Грузия», бывший спикер парламента и исполняющий обязанности президента Грузии.