Новый договор о сокращении стратегических вооружений (он же новый СНВ) был отправлен на рассмотрение в Сенат еще в мае 2010 года, но итог этого рассмотрения до сих пор отнюдь не ясен. Для успешной ратификации необходимо, чтобы его одобрило большинство в две трети голосов. Но некоторые условия договора, как кажется некоторым сенаторам, ограничивают способность США решать задачи в области противоракетной обороны и потому стали препятствием на пути к ратификации еще полгода назад. Даже в своем нынешнем составе комитет по международным отношениям при Сенате США требует отмены статей договора, связанных с противоракетной обороной, а также с некоторыми системами вооружений неядерного характера. А учитывая то, что на последних выборах в Сенат республиканцы получили дополнительные кресла, в январе эти статьи, скорее всего, будут вызывать еще более сильное сопротивление.
Но снятие статей о противоракетной обороне будет противоречить заявленной позиции России по этому вопросу. После подписания нового СНВ в апреле этого года российские власти выступили с односторонней декларацией о том, что действенность договора будет зависеть от того, обязуются ли США отказаться от развития своих систем противоракетной обороны «в количественном и качественном отношении». Другими словами, Москва закрепила за собой право расторгнуть новый СНВ со ссылкой на статью о «необычайных событиях», если развитие систем противоракетной обороны США поставит под угрозу сдерживающий ядерный потенциал России.
Учитывая захват Палаты представителей республиканцами и сокращение влияния президента Барака Обамы на его же собственные избирательные округа, комитет по международным делам при российской Думе приостановил процесс ратификации нового договора СНВ на неопределенный период. Разоружение в момент большой неопределенности с политическим будущим США для Москвы стратегически неприемлемо.
Если Сенат не ратифицирует новый договор СНВ, то недавнее улучшение отношений между Россией и США, возможно, обернется вспять, и двустороннее сотрудничество по прочим вопросам, связанным с нераспространением ядерных вооружений, ослабнет. Более того, любое усиление трений в отношениях между Вашингтоном и Москвой, скорее всего, опять отсрочит заключение договора об обычных вооружениях в Европе, а также, возможно, ослабит факторы, сдерживающие дальнейшее насилие в таких стратегически важных регионах, как, например, Грузия.
Еще важнее то, что задержка ратификации позволит России развернуть свои новые, только что разработанные ракеты «РС-24», что в другое время стало бы нарушением условий договора. По состоянию на ноябрь 2009 года «РС-24» уже прошли три удачных испытания, и считается, что в них применяются технологии, позволяющие преодолевать системы защиты от баллистических ракет США. Вступление в силу нового договора о разоружении, таким образом, критически важно для предотвращения очередного витка гонки баллистических ракет и поддержания обороноспособности США в плане ПРО.
Вдобавок к последствиям в плане ратификации нового СНВ новый состав Конгресса может повлиять еще и на российско-американское сотрудничество в области мирного атома. Договор, позволяющий экспортировать технологии, материалы, технику и детали, нужные для производства атомной электроэнергии и исследований в области ядерной физики, был передан в Конгресс в мае 2010 года. За девяносто дней бесперебойных заседаний Конгресс должен высказаться против, в противном случае он будет автоматически считаться одобренным. Сейчас до истечения девяностодневного срока остается менее двух недель. Однако если договор будет заблокирован сейчас, его придется вновь передавать в Конгресс в 2011 году, и тогда противодействие республиканцев, скорее всего, его уничтожит, что существенно повлияет на российско-американские отношения и на усилия Обамы по поддержке режима нераспространения ядерных вооружений.
Новый расклад сил в Конгрессе также, возможно, ограничит эффективность усилий Обамы по преодолению противостояния вокруг атомного проекта Ирана. Неудача с ратификацией нового договора СНВ, возможно, отобьет у Москвы часть готовности поддерживать ныне действующие санкции ООН против Тегерана, а также любые будущие попытки их ужесточить. Если предположить, что Иран продолжит расширять свою программу по обогащению урана, возможно, что расколовшийся Конгресс заставит Обаму отказаться от дипломатического давления и применить более суровые силовые меры, в частности, военный удар. Если администрация будет в меньшей степени привержена мирному решению, это может спровоцировать трения с нашими союзниками по ту сторону Атлантики и главными партнерами по режиму нераспространения ядерного оружия, то есть Россией и Китаем.
Учитывая то, как республиканцы борются и будут бороться за отклонение или задержку ратификации нового СНВ, было бы неразумным ожидать, что Сенат к этому времени вернется к рассмотрению договора о полном запрете ядерных испытаний (он тоже входит в программу Обамы). Что касается вероятности ратификации нового СНВ на предстоящем заключительном заседании уходящего состава Сената, то поражение договора о полном запрете ядерных испытаний в 1999 году говорит о том, насколько опасным бывает такой подход. Хотя даже такие выдающиеся республиканцы, как Генри Киссинджер, Джордж Шульц (George Schulz) и Колин Пауэлл (Colin Powell), ранее выступали за новый СНВ и призывали к его ратификации, республиканцы, возможно, все равно будут рассматривать этот вопрос с точки зрения линии партии, а не с точки зрения его достоинств, а в этом случае ратификацию могут специально оттягивать месяцами.
Учитывая то, сколь затяжными оказались последствия финансового кризиса, а также новую политическую реальность, с которой приходится иметь дело Обаме, администрация, скорее всего, теперь сменит свою позицию по целому ряду вопросов. Новый договор СНВ, как и другие компоненты его программы по нераспространению ядерного оружия, возможно, падут жертвой политического процесса. Если так и случится, то это нанесет удар по российско-американским отношениям, а у Обамы станет меньше свободы действий в той самой области, в которой он добился некоторого успеха в первые два года своего президентского срока.
Дэниэл Вагнер — управляющий директор Country Risk Solutions агентства по оценке политических рисков (штат Коннектикут)
Диана Стеллман — аналитик из Country Risk Solutions