НАТО, Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе готовятся к проведению очередных встреч на высшем уровне, но Балканы могут испортить им этот праздник.
В процессах укрепления мира в этом регионе отмечаются заметные успехи. Это окончание войны в Боснии, крах Слободана Милошевича и появление демократической Сербии, а также предстоящее вступление Хорватии в ЕС. Но возможность провала на Балканах пока сохраняется, что приводит в замешательство как европейцев, так и американцев.
Этот регион продолжают преследовать три проблемы. Сохраняется межэтническая напряженность (правда, сегодня уже без насилия) в Боснии и Герцеговине; неурегулированными остаются отношения между Сербией и Косово; а Македония не может вступить ни в НАТО, ни в Евросоюз из-за возражений Греции по поводу ее названия (Афины заявляют, что так может называться лишь греческая область).
Проблемы Боснии коренятся в ее конституции, которая была навязана враждующим сторонам 15 лет назад в результате мирных переговоров в Дейтоне. Из-за это государство Босния и Герцеговина остается недействующим, а также неспособным выполнить многочисленные требования, касающиеся вступления в НАТО и ЕС. Необходимы конституционные изменения для устранения дискриминации на этнической почве, а правительство в Сараево должно иметь полномочия и обязанности по проведению переговоров о вступлении в НАТО и ЕС.
Усилия по внесению таких поправок потерпели неудачу. Теперь Брюсселю и Вашингтону необходимо определить четкие критерии и требования, которые Сараево должно выполнить до и во время процесса вступления в ЕС. Прошедшие недавно выборы в Боснии создают новые возможности для реализации реформ. А продвижение Сербии навстречу членству в ЕС должно определяться ее готовностью настаивать на том, чтобы боснийские сербы сотрудничали с мусульманами и хорватами этой страны в целях внесения поправок в конституцию, которые создадут возможность для ее вступления в ЕС.
Что касается Косово, то Генеральная Ассамблея ООН в октябре месяце порекомендовала начать переговоры между Белградом и Приштиной по практическим вопросам (торговля, энергетика, охрана окружающей среды, здравоохранение, оборудование границ, пропавшие без вести, возвращение перемещенных лиц) при посредничестве ЕС и при поддержке США. Это хорошая и весьма своевременная идея, но Белград постарается воспользоваться этими переговорами для "корректировки" косовских границ, что позволило бы Сербии включить в свой состав сербские общины на севере Косово.
Такое перемещение линии границы в целях урегулирования этнических противоречий опасно, поскольку это породит массу пограничных проблем и вопросов на всех Балканах. В первую очередь, такие проблемы возникнут в Македонии и Боснии, а также в населенных албанцами районах южной Сербии и в Черногории. Сербии и Косово надо решать непосредственные задачи, налаживая добрососедские отношения и связи по целому комплексу практических вопросов на основе взаимного уважения, как того требуют правила вступления в ЕС.
Правительство в Скопье ведет тяжелую борьбу с Афинами, которые настаивают на том, чтобы "Македония" называлась как-то иначе, дабы отличить ее название от названия района, которое греки считают своей исключительной собственностью. Без урегулирования данного вопроса Македонии грозит длительное пребывание в предбаннике НАТО без вступления в эту организацию, хотя она к нему подготовилась. У нее также не будет никаких серьезных перспектив для членства в Евросоюзе, хотя именно эта перспектива удерживает различные этнические группы страны от сползания в междоусобную войну.
Брюсселю и Вашингтону необходимо развязать этот узел, который с каждым годом после обретения Македонией независимости двадцать лет тому назад все больше запутывается. Афинам вряд ли стоит показывать Брюсселю фигу в момент, когда Греция отчаянно нуждается в экономической помощи Евросоюза. Что касается членства в НАТО, то Вашингтон и Брюссель должны потребовать от Греции выполнения условий договоренности от 1995 года о том, что она согласна на существование Скопье под эвфемистическим и устаревшим названием "Бывшая Югославская Республика Македония". Если Скопье просигнализирует о своем согласии добавить к данному названию какой-нибудь приемлемый географический определитель, то ЕС должен будет назначить Македонии дату для начала переговоров о вступлении. Этот шаг приведет к дальнейшей стабилизации страны, а также создаст мощный стимул для того, чтобы Скопье и Афины пришли к договоренности.
Процесс мирного строительства на Балканах еще не завершен, несмотря на 15-летнее тесное сотрудничество с ЕС и США. Повод для торжества у нас появится только тогда, когда все страны этого региона приступят к необратимому процессу вступления в ЕС. На это может уйти лет пять, не более. А до этого времени нам надо удерживать Балканы на правильном пути, следя за тем, чтобы Босния, Косово и Македония не соскочили с поезда.
Датчанин Сорен Йессен-Петерсен и американец Дэниэл Серуэр – лекторы Джорджтаунского университета. Они 15 лет проработали на Балканах.