Российские компании, конечно, предлагают инвесторам едва ли не лучшие в мире возможности, но даже самый пламенный поклонник России должен признать, что иногда они страдают от проблем с имиджем. В западных СМИ так беспечно применяют по отношению к ним слова «гигантский», «монополия», «при поддержке государства» и «скрытный», что легко начать думать, будто искусство и совершенство в предпринимательской деятельности не имеют ничего общего с экономическим возрождением России. Противоядием от этого яда становятся такие компании, как «Лаборатория Касперского», которые своевременно напоминают, что в России интеллектуальных ресурсов не меньше, чем природных.
Подобно множеству других успешных деловых мероприятий (Фаберже, Калашников, Туполев), эта контора носит имя конкретного человека — Евгения Касперского, который основал ее тринадцать лет назад и до сих пор занимает в ней пост генерального директора. Скорее, конечно, она названа в честь двух людей, потому что значительной части успеха компания добилась благодаря сооснователю и председателю Наталье Касперской.
Во всё мире более трехсот миллионов пользователей компьютеров защищены программами от «Лаборатории Касперского», а корпоративная клиентская база насчитывает свыше 200 тысяч компаний. Ежемесячно происходит свыше десяти миллионов активаций, и в 2009 году компания декларировала 391 миллион долларов доходов (без учета аудирования), на 42 процента больше, чем годом раньше. Как выразился латвийско-американский журналист Юрис Каза (Juris Kaza), пишущий об информационных технологиях, Касперский — это «русский Стив Джобс», а основанную им компанию вполне можно назвать «компанией из Кремниевой долины, которая почему-то находится в России».
«Локалабилити»
На открытии нового прибалтийского филиала в Риге озадаченные журналисты и главные компьютерщики быстро поняли, что совершенство в области информационных технологий может так же легко исходить из Сибири, как и из Калифорнии (три главные лаборатории Касперского физически находятся в Санкт-Петербурге, Москве и Новосибирске).
Увы, часто бывает, что в Прибалтике пресс-конференции проходят в угрюмой тишине и при плохом освещении, пресс-релиз распечатан на листе А-4, а если повезет, то давали пару бутербродов. А Касперский снял лучшую гостиницу в городе, присутствовавшим раздали игровые паспорта «с защитой от вирусов», пресс-релиз был записан на флэшки, а главное (Боже мой!) — всем дали по бесплатной копии антивируса-бестселлера. А потом был дан обед с тремя блюдами, и все это ради открытия филиала, в котором, скорее всего, в обозримом будущем будет работать всего один человек.
Но еще больше, чем припущенный лосось, впечатляло то, как молодые сотрудники Касперского во главе с управляющим директором по странам Восточной Европы, Азии и Африки Гарри Кондаковым отвечали на вопросы, задаваемые на трех языках, в то же время демонстрируя такой уровень знания продукции и рынка, что даже самые придирчивые «ботаники» кивали в знак одобрения. Кондаков, с его легким акцентом и алмазом в ухе, настолько далек от стереотипного представления о мрачном русском директоре, насколько это вообще возможно.
«Если мы выполним планы, то займем третье место в мире к началу года, впрочем, речь идет об очень конкретной части рынка, а именно — об контент-менеджменте в области корпоративной безопасности, а не обо всем рынке информационной безопасности в целом», — сказал он, обращаясь к собравшимся журналистам.
По словам Кондакова, в значительной степени успех Касперского объясняется его доступностью и позитивным имиджем бренда.
«Наверное, мы — единственная компания в своей отрасли, которая говорит, что наши партнёры — это часть нашего сообщества. У партнеров очень конкретные взаимоотношения в плане того, что мы — одна семья. У нас бывают масштабнейшие и зачастую смешные мероприятия для партнеров, конференции в разных частях мира, масса других инициатив. Когда мы открывали филиал в Йоханнесбурге, то ездили еще и в Ботсвану, Намибию и прочие страны региона. Наши конкуренты, наверно, думают, что это слишком маленькие рынки, но, поверьте мне, там тоже есть чем заняться. Мы очень много внимания уделяем так называемой “локалабилити”, как выражаются у нас в компании».
А «русскость» Касперского имеет все меньшее и меньшее значение.
«Пожалуй, очень мало кто знает, что это российская компания», — сказал Кондаков. — «85 процентов нашей деятельности проходит вне России. Два года назад мы открывали филиал в Дубае, и один журналист спросил Евгения Касперского — почему его компания отлична от других? А Евгений ответил — знаете, кто такой господин Сиамантик? А господин БитДефендер? Никто их не знает. А Касперский — это я, вот он, стою перед вами».
Возможно, это удивительно, но мировой экономический кризис показал, что на безопасности компании экономят едва ли не в последнюю очередь.
«Даже если у вас осталось всего сто долларов, вы всё равно отдадите деньги на безопасность, потому что в нашем интернет-мир это всё. Стоимость информации в вашем компьютере намного выше, чем деньги, которые вы платите за её сохранение», — сказал Кондаков.
Но в Ригу они приехали не только затем, чтобы торжественно возвестить о появлении Касперского, но и затем, чтобы выступить с предупреждением. Появилось новая угроза в области информационной безопасности под названием Stuxnet, и она потенциально может причинить гораздо больший ущерб, чем что бы то ни было в прошлом. По некоторым теориям, ее создал Израиль, чтобы навредить атомному проекту Ирана, но теперь она вышла из-под контроля.
«Это как если бы уличные банды в Лос-Анджелесе побросали ножи, дубины и самодельные пистолеты и достали откуда-то заряженные УЗИ и армейские М-16. Вся игра меняется», — сказал Каза.
К счастью, русские готовы нас защищать.
«Мы, конечно, на стороне хороших», — с улыбкой сказал Кондаков.