От Пушкина до Путина, россияне не первое столетие сохраняют любовь к дорогим часам.
«Дорогие марки часов в России известны давно. Еще в 18 веке аристократы покупали не только французские вина и одежду, но и швейцарские часы», - утверждает Дмитрий Еремеев, глава российского филиала швейцарской компании Richemont, производящей предметы роскоши.
Действительно, в поэме «Евгений Онегин» автор четыре раза упоминает «брегет» Онегина.
Владимир Путин тоже носит часы марки Breguet. В 2008 году в Китае у него на руке заметили часы Breguet Marine, которые после этого сразу же вошли в моду. За несколько дней все часы этой модели в московских магазинах были раскуплены.
Однако обычно российский премьер-министр предпочитает Blancpain и Patek Philippe, выбирая модели с черными кожаными ремешками и корпусами из полированной нержавеющей стали. О его часах стали много говорить с тех пор, как он начал их дарить во время своих поездок в российские регионы.
В прошлом году, во время летнего отдыха, г-н Путин подарил свои часы Blancpain Leman Aqua Lung Grande Date стоимостью в 10 500 долларов мальчику-пастуху из сибирской глуши, который был у него проводником.
Месяцем позже рабочий с завода в Туле, городе в 120 милях к югу от Москвы, попросил премьер-министра, осматривавшего фабрику, о подарке, чем поставил его в неудобное положение, заставив попрощаться еще с одним часами– точно такой же моделью Blancpain.
В этом году часы премьер-министра прочно держатся у него на запястье. Недавно его сфотографировали с часами Blancpain Leman Flyback стоимостью в 10 000 долларов – с черными циферблатом и ремешком и стальным корпусом.
Как пишет деловая газета «Ведомости», в области часов г-н Путин нередко становится законодателем мод в стране. Его не раз фотографировали с часами Patek Philippe Perpetual Calendar в белом золоте, которые стоят 78 800 долларов.
Марку Patek Philippe, сообщает газета, любит не только он. Министр транспорта Игорь Левитин также носит Perpetual Calendar, однако президент принадлежащего государству банка «ВТБ» Андрей Костин предпочитает Vacheron Constantin – часы этой марки обычно стоят от 100 000 долларов. Глава Администрации президента Сергей Нарышкин носит более скромные Patek Philippe за 29 700 долларов.
Подобное демонстративное потребление выглядит рискованно для политиков в стране, 17 процентов населения которой живут за чертой бедности. Однако, как считают торговцы предметами роскоши, дорогие часы в России – значительно более важное и менее сомнительное приобретение, чем в Европе, так как россияне зачастую предпочитают потратить свободные деньги на что-нибудь заметное.
Моды в России немного отличаются от западноевропейских. В Западной Европе предпочитают элитные часы с корпусами из платины или белого золота, однако в России больше ценится красное золото, говорит г-н Еремеев.
Богатые россияне, которые по примеру г-на Путина, хотят погрузиться в сибирское озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире, часто выбирают водонепроницаемые часы, выдерживающие погружение на глубину до 10 000 метров, или показывающие приливы, фазы луны и атмосферное давление.
«Когда люди в России добиваются успеха, они хотят это продемонстрировать. Это способ показать, кто ты такой», - добавляет он.
Владелец московской сети часовых салонов Conquest, открывшей в Москве бутик Swatch Rado, Константин Рунов заходит еще дальше.
«В России сдержанность не в моде. Люди предпочитают жить в маленькой квартире, но зато ездить на Porsche», - утверждает он.
Однако это тоже могут позволить себе не все.
В последние два года по российскому рынку предметов роскоши сильно ударил экономический кризис, из-за которого фондовые рынки оскудели на миллиарды долларов. Спрос на товары из элитного сегмента позднее восстановился, однако многие мелкие бутики закрылись.
Richemont, торгующая в России изделиями Cartier, Piaget и Vacheron Constantin, утверждает, что за период с апреля по август этого года продажи в Европе выросли на 23 процента.
По словам г-на Еремеева, продажи в России примерно соответствуют общеевропейским тенденциям.
Однако средний класс страны, только оценивший дорогие часы, начал следить за своими расходами, отмечает г-н Рунов.
Продажи в его салонах, торгующих дорогими часами Longines и Breitling, которые носят преуспевающие профессионалы, сильно упали за последний год. «Октябрь стал худшим месяцем за всю нашу историю. Люди начали считать деньги, и смотреть, что можно купить дешевле», - говорит г-н Рунов.
Его клиенты – не олигархи, а профессионалы из верхушки среднего класса, работающие на международные компании или управляющие собственными фирмами. «Времена сейчас тяжелые, и деньги не достаются так легко, как раньше», - добавляет он.