Косово, июнь 1999 года. Сербия вышла из игры. Сотни тысяч беженцев ожидают на границе возможности вернуться в свои дома. Натовская колонна из 30 тысяч военнослужащих продвигается к аэродрому в Приштине – ключевому стратегическому пункту.
Неожиданно российские военные первыми оказываются в районе аэродрома; Россия, покровитель Сербии, надеется получить свою долю во время оккупации. Российские солдаты направили свое оружие в сторону приближающейся союзнической колонны. «Уничтожить», - приказывает американский генерал: указание идет с самого верха. Третья мировая война замаячила на горизонте. В дело вступает певец Джеймс Блант (James Blunt). Кризис предотвращен.
Бланту тогда было 25 лет, он был капитаном Лейб-гвардии и старшим офицером передовой натовской колонны. За невыполнение приказа генерала Уэсли Кларка (Wesley Clark) атаковать российский контингент он мог бы угодить под трибунал.
В интервью радиостанции BBC вчера вечером Блант сказал: «Я получил приказ подавить сопротивление примерно 200 русских в том месте. Я был старшим офицером, и моя рота была позади меня… Сразу за моей спиной находились солдаты из десантного полка, и было ясно, что этот приказ должны были выполнить именно они».
«По прямому приказу, полученному от генерала Уэсли Кларка, мы должны были их подавить, - сообщил он. – Разные слова были при этом использованы, и они показались нам странными. По связи прозвучало слово «уничтожить». Перед нами заняли позицию 200 русских, они настроены враждебно и держат нас под прицелом…, а нам было приказано продвинуться до аэродрома и взять его под контроль». В конечном итоге победил британский здравый смысл. «По счастью, - вспоминает Блант, - на связь с нами вышел генерал сэр Майк Джексон (Mike Jackson) (командующий британским контингентом), который сказал: «Я не хочу, чтобы мои солдаты начали Третью мировую войну». Он предложил: «Почему бы нам вместо этого не окружить аэродром?». Через пару дней русские сказали: «Послушайте, у нас не осталось ни еды, ни воды. Может, мы поделим аэродром?"
Блант рассказал в интервью Джону Пиэнаару (John Pienaar), ведущему на Радио 5 программу «Политика глазами Пиэнаара: прямой эфир», что даже без вмешательства генерала Джексона он бы не стал выполнять приказ Уэсли Кларка, занимавшего в тот момент пост главнокомандующего силами НАТО в Европе.
Противостояние в районе аэродрома продлилось две недели. Русское подразделение продолжало контролировать аэропорт до тех пор, пока не было достигнуто соглашение, на основании которого русские были привлечены к выполнению миротворческих операций, не подчиняясь при этом НАТО. В результате возникшего инцидента генерал сэр Майк Джексон был близок к тому, чтобы подать в отставку. В конечном итоге генерал Кларк был освобожден от своей должности ранее, чем ожидалось - его начальник Хью Шелтон (Hugh Shelton), бывший в то время главой Комитета начальников штабов, в ходе публичных дебатов сказал, что это были «вопросы честности и характера». Что касается генерала Кларка, то он после этого предпринял неудачную попытку баллотироваться в президенты во время предвыборной кампании демократов в 2004 году.
Капитан Блаунт (Capt Blount), как его тогда звали, провел в армии шесть лет – на два года больше, чем тот минимум, который ему надо было отслужить за оплаченное военными обучение в Бристольском университете, где он занимался вопросами аэрокосмического инжиниринга и социологией. Он вышел в отставку в октябре 2002 года, после того как отстоял в почетном карауле во время церемонии прощания с королевой-матерью. Всего через несколько месяцев после выхода на гражданку он записал свой первый альбом в стиле «мягкий рок» под названием «Снова в Бедламе» (Back to Bedlam), одна из песен которого – «Ты прекрасна» (You're beautiful) неожиданно стали хитом. (Некоторые критики считают ее грубым нападением на традиции рок-музыки).
Его композиция «Не надо храбрости» (No Bravery) с этого же альбома была написана в Косово, и она была подхвачена движением против войны в Ираке. Блант признался, что служба на Балканах очень сильно на него повлияла. «Если кто-то говорит о себе, что он выступает за войну, то я считаю это отвратительным, - сказал он. – Война – это абсолютно ужасная, жуткая вещь. Я не хочу описывать все то, что мы там увидели».