Визит главы российского государства – по-прежнему большое событие для Болгарии. Особенно если его зовут Владимир Путин, и не важно, что он уже несколько лет как премьер-министр, а не президент. В этой роли он дважды бывал в стране (в 2003 и 2008 годах), и каждый раз речь шла главным образом об энергетике и углеводородах: Россия является основным поставщиком нефти и газа, а также обогащенного урана для болгарской АЭС «Козлодуй». Визит 13 ноября тоже не станет исключением из правила: ожидается, что София присоединится, наконец, к проекту газопровода «Южный поток», который должен будет поставлять российский газ в Европу в обход Украины и связанных с ней неприятностей. Не останется без внимания и вопрос новой АЭС «Белене», строительство которой было доверено российскому предприятию предыдущим болгарским правительством. Этот проект стоимостью более четырех миллиардов евро был сразу же заморожен Бойко Борисовым по приходу к власти полтора года тому назад. Обсудят, вероятно, и судьбу нефтепровода «Бургас-Александруполис», однако его перспективы выглядят довольно туманными, в том числе из-за недовольства экологов.
«Путин никуда не ездит просто так», - говорят в Софии, где некоторые опасаются того, что после всех громких заявлений в начале мандата правительство Борисова поступит точно так же, как и его предшественники-социалисты. То есть продолжит мириться с полной энергетической зависимостью Болгарии от своего бывшего советского «опекуна». Некоторые болгарские комментаторы заговорили о новом «большом шлеме» России, однако самый жесткий вердикт прозвучал в московской прессе: «Премьер-министр Владимир Путин прибудет в Болгарию, чтобы лично присутствовать при капитуляции этой страны перед «Южным потоком», - написала газета «Время новостей». Этот газопровод, который считается конкурентом европейского проекта Nabucco, по-видимому, все же пройдет через Болгарию, несмотря на все отговорки Софии. Для того, чтобы заставить болгар изменить свое мнение, Москве было достаточно пригрозить проложить трубопровод через румынскую территорию, чему, кстати, в Бухаресте были бы откровенно рады. Ведь никто не в состоянии остаться равнодушным, глядя на финансовые перспективы, которые открывает проект для всех стран-участниц, в то время как альтернативный Nabucco по-прежнему остается «всего лишь названием оперы», как однажды пошутил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Дело новой АЭС «Белене» еще запутаннее. Строительство и оборудование станции было доверено «Атомстройэкспорту» (филиал «Газмпрома») правительством Сергея Станичева, которое также кичилось тем, что смогло приобщить французского и немецкого партнеров к этому проекту фараоновских масштабов, чья стоимость с тех пор выросла в два раза (между 5-10 миллиардов евро). Тем не менее, европейские партнеры отказались участвовать, и болгары не могут прийти к единому мнению относительно продолжения реализации проекта в условиях практически полной монополии России как в строительстве, так и в поставках и переработке ядерного топлива. Официально этот вопрос не стоит на повестке дня российско-болгарских переговоров, но присутствие в составе российской делегации главы энергетической госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко указывает на то, что Россия по-прежнему нацелена на этот проект, который в случае успеха может ознаменовать собой возвращение Москвы на европейскую землю после катастрофы на Чернобыльской АЭС. И для этого она во многом полагается на Болгарию, страну, которую российский посол в Брюсселе охарактеризовал как «троянского коня России в ЕС».
Однако разве сегодня этот конь столь же послушен, что и во времена СССР? По мнению министра иностранных дел Болгарии Николая Младенова, отношения его страны со своим большим соседом должны быть «прагматичными и бесстрастными». Благодаря визиту Путина София надеется также добиться снижения цен на российский газ: в прошлом в «Газпроме» уже говорили о том, что их тарифы для Болгарии являются льготными, удивившись тому, что местные цены для конечных потребителей намного выше их собственных, что, вероятно, связано с большим числом предприятий-посредников. В общем, болгарам приходится в одиночку иметь дело с «энергетической мафией». Кроме того, известный своими громкими заявлениями на международной арене Бойко Борисов терпеть не может, когда его позиции называют более слабыми, чем у собеседника. Он настаивает на сердечных и человеческих (если не равных) отношениях с Путиным, которому он может позвонить по телефону и спросить: «Как дела, брат?» Он также пообещал открыть огромный российский рынок для болгарских продуктов, которые раньше пользовались популярностью среди простых советских граждан (у красных вождей были более утонченные вкусы). «Россия была для Болгарии лучшим рынком сбыта майонеза, кетчупа, томатов, табака и вина. Сегодня москвичи пьют французское вино и забыли о нашей продукции», - пожаловался Борисов.
Вино и кетчуп в обмен на углеводороды и уран… Если бы все было так просто! Горстка правозащитников и экологов, которые решительно настроены по-своему встретить Путина в Софии, смотрят на Россию иначе. Они говорят о «путинизации» страны, требуют суда над убийцами журналистки Анны Политковской и недовольны «новой зависимостью» Болгарии от своего соседа. Возможно, они думают о странно напоминающей болгарское уравнение фразе Владимира Путина, которую он произнес несколько лет назад как своеобразный комплимент для Украинцев: «Мы – два братских народа. Вы даете нам сало и горилку, мы вам – газ и нефть». Прозвучала она еще до газовых войн и возвращения Украины под крыло России.