Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Действительно ли при Либермане российско-израильские связи "хороши как никогда"?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ Владимир Путин встретился с главой МИД Израиля Авигдором Либерманом
Премьер-министр РФ Владимир Путин встретился с главой МИД Израиля Авигдором Либерманом
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поражает то, с какой огромной энергией Либерман старается удержать свои разногласия с Москвой под контролем. Этот министр иностранных дел, который за прошедшие полтора года проводил так называемую "мегафонную дипломатию" в отношении Турции, Швеции, Норвегии и даже США, тщательно избегает любой публичной или предаваемой огласке конфронтации с Россией.

В прошлый понедельник несколько сотен людей заполнили банкетный зал министерства иностранных дел в Иерусалиме, чтобы отметить двухдневную конференцию, посвященную двадцатилетию установления дипломатических отношений между Израилем и Россией. Проект этот был "детищем" министра иностранных дел Авигдора Либермана, и чтобы выгодно представить его средствам массовой информации двух стран, министерство наняло частную пиар-компанию.

Либерман приложил максимум усилий, чтобы крупная российская делегация во главе со спикером российского Совета Федерации Сергеем Мироновым чувствовала себя как дома. В своем обращении министр расточал комплименты и России, и состоянию двусторонних отношений.

"Эти отношения хороши как никогда, - заявил Либерман, - пришло время перейти на новый уровень и развивать эти отношения дальше".

Развитие российско-израильских отношений стало важнейшей целью Либермана с момента его назначения министром иностранных дел в марте 2009 года. Это отмечается даже в соглашениях правительственной коалиции. Либерман сосредоточил в своих руках все полномочия, связанные с российско-израильскими отношениями. Он даже заранее забрал у премьер-министра Биньямина Нетаньяху функции по руководству израильским агентством "Натив", которое работает в еврейской общине в России.

Весьма чувствительный и уязвимый характер российско-израильских отношений привел к возникновению споров в рядах "Моссада", министерства иностранных дел и оборонного ведомства. Один лагерь расценивает двусторонние отношения как хорошую возможность, несмотря на имеющиеся в них недостатки и ограничения, и указывает на их стабильное и устойчивое улучшение за последнее десятилетие. Второй лагерь по-прежнему с подозрением относится к русским и считает, что им нельзя доверять, поскольку они с недостаточным вниманием относятся к тревогам и озабоченностям Израиля.

Либерман же настаивает на том, чтобы смотреть на стакан как "на две трети наполненный, и на одну треть пустой", когда дело доходит до отношений между двумя странами. Признавая, что Россия предпринимает шаги, способные нанести вред Израилю, он в то же время отмечает, что между двумя странами было подписано соглашение о взаимном отказе от виз, благодаря чему количество приезжающих в страну российских туристов увеличится к концу 2010 года со 100000 человек ежегодно примерно до 500000.

Развиваются и военные связи. В прошлом месяце во время исторического визита в Москву министра обороны Эхуда Барака было подписано первое соглашение о сотрудничестве между министерствами обороны России и Израиля. Компания Israel Aerospace Industries заключила с Россией сделку на 400 миллионов долларов о поставке беспилотных летательных аппаратов, а российский президент отменил запланированную продажу Ирану ракет С-300, которые в случае их развертывания затруднили бы нанесение удара по иранским ядерным объектам.

Двустороннее экономическое сотрудничество за последние два года также оживилось. Совместный комитет России и Израиля по экономике не собирался на протяжении четырех лет. Большую часть этого времени на посту израильского министра промышленности, торговли и труда находился Эли Ишай (Eli Yishai). После того, как министром иностранных дел был назначен Либерман, комитет провел уже три встречи, и его председателем стал первый заместитель премьер-министра Владимира Путина Виктор Зубков.

Высокопоставленные руководители из пророссийского лагеря в министерстве иностранных дел считают экономические связи ключом к укреплению военных и дипломатических отношений между двумя государствами. "Русские хотят говорить с нами не только о сирийских ракетах и о иранской ядерной программе, - заявил один такой руководитель, - они хотят укреплять свою экономику. Они говорят нам: "Увеличьте объем торговли с нами с 3 до 10 миллиардов долларов в год, и вы увидите, насколько внимательны мы будем к другим вопросам"".

"Пощечина"

И тем не менее, за последние два года Россия совершила несколько  поступков, которые вызвали острое недовольство в Израиле. Бывший премьер-министр Эхуд Ольмерт вернул Москве иерусалимское Сергиево подворье, а Нетаньяху сооружает монумент солдатам Красной Армии. Но некоторые сомневающиеся в министерстве иностранных дел считают, что российская реакция в некоторых случаях напоминает "пощечину".

Один из примеров касается решения Израиля двухлетней давности почти полностью заморозить свое военное сотрудничество с Грузией в ответ на просьбу Москвы. Либерман во время частных встреч с российскими представителями, а также в ходе недавних интервью сообщил, что Израиль прекращает поставку оружия Грузии на неопределенный срок.

В Иерусалиме ожидали, что Россия в ответ откажется от поставок своего оружия Сирии. Но всего несколько  недель назад Дамаск получил первую партию современных российских противокорабельных крылатых ракет П-800 "Яхонт" (обозначение NATO SS-N-26), несмотря на резкие протесты со стороны Нетаньяху и Барака. Русские также поставили в Сирию и современные зенитно-ракетные комплексы. Такое сочетание вооружений затруднит проведение операций силами израильских ВМС и ВВС.

Заснул за рулем


По словам высокопоставленных израильских дипломатов и руководителей из министерства обороны, Израиль "заснул за рулем", когда дело дошло до сделки по "Яхонту" и включил повышенную передачу лишь тогда, когда сделка уже прошла точку возврата. Еще более серьезная проблема состоит в том, что когда дело доходит до поставок оружия, экономические интересы России превосходят любые другие соображения.

"Израиль должен понять, что единственный способ предотвратить поставку российского оружия Сирии или Ирану заключается в том, чтобы найти для этого оружия другого покупателя, - заявил один высокопоставленный  чиновник, занимающийся военными связями с Москвой, - дипломатические аргументы здесь не работают".

В конце сентября Россия присоединилась к Китаю и арабским государствам, поддержав решение о международном мониторинге израильского ядерного реактора близ местечка Димона. Российское решение выступить против Израиля во время столь важного голосования в Международном агентстве по атомной энергии еще больше разозлило представителей Иерусалима.

Как заявил один высокопоставленный  израильский руководитель, "голосование четко показало позиции России в вопросе безопасности Израиля". Либерман, глубоко разочарованный этим шагом, вызвал на разговор своего российского коллегу Сергея Лаврова.

К этому следует добавить отношение России к движению ХАМАС. Сразу после победы этой организации на выборах в Палестинской автономии Россия заявила о намерении развивать взаимодействие с этой группировкой, действуя в нарушение позиции, занятой по данному вопросу ближневосточным квартетом. В мае Израиль был шокирован, когда узнал, что российский президент Дмитрий Медведев во время визита в Дамаск встречался с главой политбюро ХАМАС Халедом Мешалем (Khaled Meshal). Высокопоставленные чиновники в Иерусалиме пришли в ярость, и сегодня даже сами русские признают, что это была серьезная ошибка.

"Во взаимоотношениях отсутствует симметрия, - заявляет высокопоставленный  чиновник из израильского МИД, - кого-то удивляет то, что мы заинтересованы в этом партнерстве больше, чем русские?"

В частных беседах Либерман заявляет, что не испытывает иллюзий и не прячет голову в песок. "Есть вещи, которые мне не нравятся, но о них было известно заранее, и русские никогда меня не обманывали", - говорит он.

Но поражает то, с какой огромной энергией Либерман старается удержать свои разногласия  с Москвой под контролем. Этот министр иностранных дел, который за прошедшие полтора года проводил так называемую "мегафонную дипломатию" в отношении Турции, Швеции, Норвегии и даже США, тщательно избегает любой публичной или предаваемой огласке конфронтации с Россией. А когда Либерман наконец-то осудил Москву, он сделал это с нехарактерной для себя мягкостью.

Но чуть больше недели тому назад, когда Либерман принимал в своем министерстве группу известных российских журналистов, на его прочной броне, которой он прикрывает отношения с Россией, появились небольшие царапины. "Что может сделать Россия и Квартет для продвижения мира?" – спросили журналисты. Его ответ основательно поразил их: "Я надеюсь, что Квартет оставит нас и забудет о нашем существовании. Им лучше заниматься Ираком или Кавказом".

Российские средства массовой информации опубликовали это заявление Либермана, и Лаврова на следующий день попросили высказаться на сей счет. "Не думаю, что это реалистичное и продуктивное предложение, - заявил Лавров на пресс-конференции  в Москве, - мы организуем встречу лидеров Квартета, и она важнее всякого рода призывов оставить израильтян и палестинцев в покое".

В Израиле этот резонансный спор не нашел почти никакого освещения. В конце концов, если сравнивать его с конфронтацией между Нетаньяху и американским президентом Бараком Обамой, то отношения Израиля с Россией вовсе не покажутся самой крупной проблемой во внешнеполитической повестке.