Михаил Васильевич Ломоносов долгое время за пределами России был известен только узкому кругу посвященных. Путеводитель по расположенному в Верхнем Гессене городу Марбургу с удовольствием указывает на живописный дом, построенный в стиле фахверк, в котором проживал студент из России, изучая в Университете имени Филиппа философию, математику, химию и физику. Это было в 18-ом веке. Сегодня интерес к этому универсальному ученому возрождается. Дело в том, что его именем назван хребет длинной в 1800 километров, проходящий по дну Северного Ледовитого океана, на который сегодня направлены алчные взоры жителей северного полушария.
И Канада, и Россия направили в этот район научные экспедиции. С помощью исследовательских судов, ледоколов и подводных лодок они хотят выяснить, являются ли эти подводные высоты частью евразийского или американского континента, а может быть, как предпочитают говорить датские ученые, продолжением Гренландии. За всеми этими усилиями скрываются, конечно же, не только любопытство по поводу геологических образований, то также и явный экономический интерес: в районе Северного полюса сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых, и львиную их долю, по существующему законодательству, сможет получить та страна, которая докажет свои права на хребет Ломоносова.
Сложная смесь, состоящая из международного права и геологии, является неизменной составной частью книг о полярном регионе. Наиболее подробное введение в эту тему представил в своей книге Кристоф Зайдлер. На основе глубокого знания материала этот журналист информационного интернет-портала «Spiegel Online», занимающийся вопросами науки, описывает экономический потенциал и политические конфликты этого региона, оказавшегося после окончаний холодной войны вне поля зрения мировой общественности. Споры о потеплении климата, а также предполагаемые запасы нефти и природного газа стали причиной того, что эта тема появилась на первых полосах газет и среди главных новостей на телевидении. В 2006 году правительство Норвегии объявило север основным направлением своей внешней политики, в 2007 году российская экспедиция установила национальный флаг свой страны на морском дне в районе Северного полюса, а в 2008 году министры иностранных дел примыкающих к этому региону стран провели встречу в верхах в Гренландии.
Зайдлер в своей книге «Арктическая монополия» (Arktisches Monopoly) выстраивает эти события в соответствии с критериями символической и силовой политики, а также анализирует интересы соперников в регионе. Среди них нет никаких устойчивых союзов, а существует только соперничество, и автор видит в этом особенности второй гонки по направлению к Северному полюсу – в первом соревновании этого рода участвовали любители приключений и первооткрыватели норвежец Фритьоф Нансен и американец Эдвард Пири (Edward Peary) в начале 20-го столетия. Они добивались славы и почестей, а сегодня стимулом для государств являются осознание того, что месторождения полезных ископаемых в других районах истощаются. Меняющиеся климатические и геологические условия привлекают в Арктику тех, кто занимается добычей нефти и природного газа, а растущие цены на энергоносители делают проект российского государственного концерна «Газпрома» при участии норвежской компании Statoil и французской Total по разработке Штокмановского месторождения в Баренцевом море по крайней мере на этапе планирования рентабельным.
К счастью, автор не поддается настроениям эпохи золотой лихорадки, которые часто можно встретить в пресс-релизах компаний, а также в речах некоторых политиков. К известному докладу Геологической службы США, в соответствии с которым в районе Северного полюса сосредоточено около четверти еще не разрабатываемых, но с технической точки зрения доступных полезных ископаемых, он добавляет более реалистичные данные, основывающиеся на последних исследованиях. Он также критически оценивает преимущества незамерзающего морского пути через полярный регион. Северо-Западный проход и Северный морской путь являются намного более короткими, чем маршрут, проходящий через Панамский и Суэцкий каналы. Но для коммерческого использования помимо изменений климата нужна еще и готовность инвестировать средства в создание судоходной инфраструктуры. К числу достоинств книги относится также то, что автор активно использует инфографику, карты и фотографии, что значительно облегчает усвоение собранных материалов.
Совершенно иначе чем Зайдлер обращается к арктической теме Матиас Ханнеманн (Matthias Hannemann) в своей книге «Новый север». В центре его внимания находятся жители этого региона, а также встречи с ними самого автора. Основное внимание он уделяет Норвегии, Швеции, Финляндии, а также Гренландии - в основном еще управляемой из Дании. Что ни говори, но Ханнеманн является скандинавоведом, и как свободный журналист он, помимо прочего, пишет статьи для этой газеты (FAZ) о событиях в Северной Европе. Его 12 репортажей – о городе горняков Кируна, в котором местные предприниматели хотят построить космодром, об удаленном наблюдательном пункте на финско-российской границе и, кроме того, о газоочистных установках в Хаммерфесте (Hammerfest) - сопровождаются тонким исследованием характеров, интересными бытовыми наблюдениями, а также культурно-историческими характеристиками.
В результате получается многоплановая картина регионального менталитета: новый интерес к своей родине эти закаленные в борьбе с суровой природой и привыкшие к уединенной жизни жители северной части Европы встречают со смешанными чувствами, состоящими из собственного достоинства, врожденного духа северной изобретательности и неизбывной уверенности в собственных силах. Прошли те времена, когда Михаилу Васильевичу Ломоносову ради будущей карьеры нужно было проделать путь пешком в 1000 километров от своей родины на севере до Москвы. Сегодня сама Арктика привлекает людей как магнит.