Стамбул. Турция заявила, что хочет играть одну из ведущих ролей в проекте «противоракетного щита» Организации Североатлантического договора в обмен на согласие разместить на турецкой территории радары системы. Ужесточить свои требования она решила буквально за несколько дней до ключевого саммита НАТО.
Турция потребует, чтобы НАТО назначило турецкого офицера курировать «щит», заявил в понедельник премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. «Если система будет размещена на нашей земле, командование должно отойти к нам—в противном случае это будет неприемлемо», - сказал журналистам г-н Эрдоган в понедельник в стамбульском аэропорту имени Ататюрка, сообщает информационное Анатолийское агентство, субсидируемое турецким правительством.
Объясняя позицию своей страны в преддверии предстоящей на этой неделе встречи лидеров НАТО в Лиссабоне, г-н Эрдоган подчеркнул, что Турцию также волнуют вопросы о месте расположения радаров и о том, куда будут падать обломки перехваченных ракет. «Это будет обсуждаться на саммите в Лиссабоне. Если мы достигнем взаимопонимания, будет хорошо. Если нет, то и говорить не о чем», - заметил он.
Турция уже не первую неделю ведет переговоры о «противоракетном щите» - в первую очередь с Соединенными Штатами, которые предложили проект и собираются его осуществлять. Для начала система будет использовать имеющиеся технологии, а в дальнейшем будет постепенно модернизироваться. К 2020 году она сможет прикрыть Европу и США от угрозы удара баллистическими ракетами из региона.
Этот проект ставит Турцию в трудное положение. Региональная политика США в стране крайне непопулярна. К тому же консервативная пресса опасается, что радар может превратить Турцию в первоочередную мишень для любого, кто будет планировать ракетный удар.
Кроме того, турецкие лидеры отчаянно пытаются избежать необходимости публично выбирать, кого поддерживать – НАТО или Иран, который остается для Турции важным соседом и поставщиком энергоносителей и расположения которого Анкара пытается добиться. В понедельник г-н Эрдоган еще раз повторил первоочередное требование Турции – чтобы соглашение, которое будет обсуждаться на саммите, не упоминало Иран в качестве той угрозы, против которой создается ПРО. Между тем, США уже не раз называли Тегеран главной причиной для создания «щита».
Представитель одной из европейских стран при НАТО заявил, что в последние недели с турками было «трудно» обсуждать вопрос о противоракетной обороне. Один из сотрудников американского министерства обороны заявил, впрочем, что в ходе встреч с глазу на глаз с представителями США турки не требовали контроля над системой.
Дипломаты не считают, что в итоге Анкара блокирует проект, и в понедельник не было понятно, насколько Турция на саммите будет следовать заявленному г-ном Эрдоганом курсу. Тем не менее, ее позиция все равно может привести к конфликту с Вашингтоном.
«Переговоры между союзниками продолжаются, и турки, судя по всему, заняли жесткую позицию», - заявил на условиях анонимности один из чиновников альянса. По его словам, на саммите речь, по-видимому, будет идти в основном о «принципиальных вопросах», в том числе о том, будет ли упомянут Иран в списке угроз, и о том, будет ли система прикрывать всю турецкую территорию, как того хочет Турция.
При этом большая часть того, о чем г-н Эрдоган говорил в понедельник - в частности, вопрос о том, в чьих руках будут находиться командование и контроль - будет, скорее всего, обсуждаться уже после саммита. Особенно вероятно такое развитие событий будет, если, как надеются союзники, Россия также согласится сотрудничать. Участие Москвы, по мнению чиновника, потребует долгих переговоров.
Представитель американского министерства считает, в свою очередь, что «пока рано обсуждать расположение будущей инфраструктуры командования» , так как НАТО до сих пор не согласилась воплощать проект в жизнь. По словам американских официальных лиц, любая система НАТО, по крайней мере, на первом этапе, будет использовать существующую инфраструктуру американской противоракетной обороны.
Как утверждает один из приближенных г-на Эрдогана, Турция не хочет держать палец на кнопке включения «щита». Кроме того, по словам дипломатов, промежуток времени, который требуется для перехвата запущенных ракет, слишком мал, чтобы допускать возможность политического контроля. Это означает, что ПРО будет работать в соответствии с правилами, установленными всеми членами НАТО.
Г-н Эрдоган не призывал разместить штаб-квартиру системы в Турции. Тем не менее, Туруия надеется, что она будет расположена на турецкой территории – например, на западе страны, на базе НАТО в Измире, заявил помощник премьер-министра.
На саммите НАТО, которой будет проходить в пятницу и в субботу в португальской столице, также должна быть принята стратегическая концепция альянса на ближайшее десятилетие.
НАТО принимает решения по принципу консенсуса, и это означает, что право вето есть у любого из 28 членов альянса. В прошлом месяце министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoglu) заметил, что Турция «ни в коем случае» не будет выступать против проекта, который НАТО считает необходимым для своей безопасности, но оставил открытым вопрос о том, разместит ли Турция у себя радары.
Г-н Давутоглу также заявил, что «щит» должен защищать всю Турцию, и что проект не должен, как во времена холодной войны, превращать Турцию в линию фронта, называя угрозой конкретные государства.
В понедельник один из высокопоставленных турецких чиновников подтвердил, что президент Абдулла Гюль также направил лидерам альянса письмо, в котором он разъясняет позицию Турции. Администрация г-на Гюля отказалась сообщить подробности об этом письме.
Турция считается предпочтительным местом для развертывания системы радаров, так как у нее есть общая граница с Ираном, полагают знакомые с проектом дипломаты. Также обсуждается возможность разместить радары в Румынии и Болгарии, добавляют они. Между тем, сами ракеты-перехватчики будут развернуты на море на первой стадии проекта, затем, к 2015 году, в Румынии и на море и затем, к 2018 году, в Польше, утверждают представители США.
Хотя «противоракетный щит» - это проект НАТО, предложил его Вашингтон, и создаваться он будет Соединенными Штатами. Остальные члены НАТО заплатят около 270 миллионов долларов в течение 10 лет за интеграцию системы.