Газета «Голос Армении» пишет о роли России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. По мнению председателя постоянной комиссии по внешним связям парламента Нагорного Карабаха Ваграма Атанесяна, сегодня, наверное, мало кто помнит, что за месяц до «принуждения Грузии к миру» Дмитрий Медведев неожиданно посетил Баку. Визит этот стал знаменателен тем, что впервые Россия и Азербайджан продекларировали свое намерение «поднимать взаимоотношения до уровня стратегического партнерства». Не хочется говорить, что этим самым Россия обеспечивала себе «тыл» для пятидневной войны, однако факт остается фактом: Азербайджан, будучи с Грузией по крайней мере в одном политическом «клубе», именуемом ГУАМ, ни словом не обмолвился, когда российская авиация бомбила грузинские города. Ильхам Алиев сухо отклонил предложение своих - украинского и польского - коллег и не поехал в Тбилиси хотя бы для моральной поддержки Саакашвили, которого в те дни преследовала «тень Чаушеску».
Затем с подачи того же российского президента последовал «Майендорф», значение которого вовсе не в том, что конфликтующие стороны приняли какую-то декларацию. А в том, что после подписания соглашения о перемирии в 1994 году впервые российская сторона подтвердила свою особую миссию в деле урегулирования карабахского конфликта. А это то, о чем долгое время мечтали в Азербайджане. Потому что на тезисе «если Россия берет лидерство в данном процессе, то она негласно признает свою ответственность за нынешнее положение в зоне конфликта» всецело базируется львиная доля дипломатического арсенала Баку. На уровне политологического мышления в Азербайджане бытует и другой тезис - о том, что «без помощи России армянам никогда и не снилось сегодняшнее состояние на линии соприкосновения». И когда Москва говорит о «равноудаленности» Армении и Азербайджана в контексте своей кавказской политики, то это означает, что наступает эра раздела Южного Кавказа между Россией и другими. А этими другими могут быть как Запад, так и Турция.
Упоминание Турции не случайно. Ведь, как известно, международно признанные границы Южного Кавказа - это дело рук Москвы и Анкары. Поэтому, когда в 2008 году Россия признала суверенитет республик Абхазии и Южной Осетии, реакция Турции последовала незамедлительно: Анкара инициировала идею Платформы кавказской безопасности. Тем самым Турция почти открыто дала понять, что не намерена остаться на обочине геополитических игр и раскладов. Это к тому же в духе турецкой дипломатии: если идет какой-то торг, то почему бы не воспользоваться удобным моментом?
В этом смысле Россия стала заложницей собственных амбиций. Можно даже предположить, что она осознанно пошла на обострение, так как у нее другого выхода просто не было. То есть укрепление российских позиций на абхазском участке Черноморского побережья, а также в Южной Осетии - это тот максимум, который был по силам Москве на данном этапе. Большего ей просто было не одолеть. Да и не дали бы. В том числе и Турция.
Так что, принимая это во внимание, Россия должна была пересмотреть свои отношения с Азербайджаном. И Москва пошла на это. Охотно или с некоторой оглядкой - значения не имеет, ибо в межгосударственных отношениях моральные категории отходят на задний план, когда ставки становятся высокими. А в российско-азербайджанских отношениях сделаны именно высокие ставки. Россия заинтересована в том, чтобы блокировать «незваный визит» западных партнеров в Центральную Азию, Азербайджан же торгуется по карабахскому вопросу. Но никто из них пока не сделал конкретных шагов.
Наступит ли момент истины в азербайджано-российских отношениях? Вернее, дадут ли другие - тот же Запад или та же Турция, - чтобы этот момент наступил? Вся интрига заключается в том, что Россия как-то уж слишком широко замахнулась на южно-кавказские дела, установив, что называется, высокую для себя планку. Президент Медведев провел уже 7 встреч с президентами Армении и Азербайджана. А поскольку воз и ныне там, то, чтобы снизить вероятность угрозы подрыва авторитета, Медведев вряд ли оставит все свои южно-кавказские дела на полпути. Тем более что он, по всем признакам, готовится ко второму сроку президентства.
Запад же, как достаточно четко в интервью радио «Свобода» сформулировал его позицию замгоссекретаря США Филипп Гордон, «ждет своего часа», то есть того самого момента, когда российская инициатива провалится. Тогда США в одиночку или же с ЕС начнут свою игру. Но и Россия так просто не сдастся. Из чего можно смело предположить, что, весьма вероятно, она готова будет попользоваться «услугами Турции».
Мы часто и справедливо говорим, что бесстрастных посредников не бывает. Но одно дело - быть посредником и преследовать свой интерес, и совсем другое - когда у посредника интересы заложены в самих корнях конфликта. Корни карабахского конфликта – это не что иное, как результат компромисса между Россией и Турцией. Оговоримся: Советской Россией и кемалистской Турцией, но ведь интересы государств не зависят от формы правления. Они заложены в сути самих государств. И по этой самой сути Россия с Турцией почти что близкие «родственницы»: то же имперское прошлое, та же «кавказская державность». Но самое главное - в вопросах южно-кавказского прошлого они одной веревкой связаны. Удастся ли России освободиться от этих пут, сумеет ли она вести свою самостоятельную политику в регионе – покажет время. А пока Россия в карабахском вопросе больше чем просто посредник.
Газета «Грапарак» продолжает освещать события, развивающиеся вокруг начальника Государственной службы социального обеспечения Вазгена Хачикяна. Когда после проверок Контрольной палаты Армении в этой службе были обнаружены многочисленные нарушения, у Хачикяна начались проблемы со здоровьем, и он улетел в Москву. Говорят, что Хачикян обиделся и даже написал заявление об отставке. В воскресенье, 14 ноября, он вернулся в Армению и вчера уже явился на работу. В беседе с «Грапарак» он заявил, что сам заинтересован в обнаружении нарушений и ничем не препятствовал работе Контрольной палаты, в чем-то даже помогал инспекторам. Что касается нарушений, то некоторые из них, по его словам, носят случайный характер, а остальные «еще надо выяснить». Акт Контрольной палаты о нарушениях не находится под секретом, он подлежит публикации. Все, в том числе и журналисты могут с ним ознакомиться.
Тему продолжает газета «168 жам». По сведениям издания, во время последних проверок Контрольной палаты Армении в Государственной службе социального обеспечения в числе других нарушений был обнаружен большой список умерших людей, на чье имя длительное время выделялась пенсия. Естественно, пенсии не «перечислялись» в загробный мир, а направлялись в карманы конкретных чиновников, по всей вероятности, в первую очередь, в карман руководителя службы Вазгена Хачикяна. И тот факт, что по не которым сведениям, во время проверок у В. Хачикяна был сердечный приступ, обусловлен именно раскрытием этого списка. Газета напоминает, что после проверок Контрольной палаты правительство Армении закрыло услугу выплат в этом учреждении и пенсионеры должны иметь счет и получать пенсии по банковским картам.
Газета «Айкакан жаманак» сообщает, что в кулуарах власти продолжается обсуждаться вероятность увольнения председателя Комитета по госдоходам Гагика Хачатряна, который, согласно осведомленным источникам, затягивается по технической причине, а точнее из-за поиска способа решения вопроса без лишнего шума. Одним из вариантов лишения Хачатряна должности является его отправка на какую-нибудь должность в Нагорный Карабах. О какой именно должности идет речь, пока неизвестно. Однако именно с этим связывают визит Гагика Хачатряна в Степанакерт, который состоялся на прошлой неделе. Если этот вариант удастся реализовать, в конце года Хачатрян с большим шиком будет сослан в НКР.