В этот вторник в Вене начался процесс против троих человек, которых подозревают в том, что они в январе 2009 года убили в австрийской столице чеченца Умара Исраилова. Следователи считают, что закулисным организатором этого преступления был чеченский президент Рамзан Кадыров, однако доказать этого они пока не могут. Теперь, возможно, Кадыров начнет охоту на чеченского писателя Германа Садулаева.
Садулаев – наполовину чеченец, наполовину казак – известен в Германии как автор книги «Я чеченец». Недавно на страницах газеты «Комсомольская правда» он рассуждал о неудовлетворенном сексуальном влечении чеченцев. По его мнению, интернет и спутниковое телевидение пробуждают потребности, удовлетворение которых, в соответствии со строгими правилами этой кавказской республики, возможно только в браке. «Неудивительно, что мужчины постепенно сходят с ума. Как только они видят женщину, их начинает трясти», - утверждает Садулаев. Он считает также, что в республике растет склонность к гомосексуализму. Короче: «Самую большую опасность для чеченцев представляет не терроризм, а секс».
Кадыров, давно проповедующий пуританский ислам, ношение платка и полигамию, терпеливо относится к тому, что на улицах Грозного мужчины стреляют краской из ружей для пейнтбола по женщинам, которые, как они считают, одеваются несоответствующим образом. Однако в данном случае он долго молчать не стал. Выступая по телевидению, он заявил, что Садулаев, учитывая все то, что он говорит, не является «ни чеченцем, ни мусульманином, ни вообще человеком». Кадыров пообещал попросить семью Садулаева в будущем «следить» за его публикациями.
После этого на Садулаева набросился уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев: этот писатель «для меня больше не существует», заявил он на одном из интернет-сайтов. Когда Садулаев «унижает народ, он лишает чести только самого себя», - считает уполномоченный по правам человека в Чечне.
Все это могло бы быть просто культурной полемикой между социализированным в России литератором и политиком, использующим ислам для наведения дисциплины в обществе, пережившем войну. Только вот иногда в результате таких конфликтов критики Кадырова погибают. Правозащитница Наталья Эстемирова, отказывавшаяся носить платок, была убита.
Садулаев избегает прямой критики Кадырова, однако он пригласил Нухажиева в Москву для продолжения спора. Нухажиев это предложение отклонил и вновь пригласил Садулаева приехать в Шали. «Но о какой общественности можно говорить в чеченской деревне?» - язвительно заметил Садулаев в телефонном разговоре с корреспондентом Sueddeutsche Zeitung. О чем он не говорит: какая там может быть защита? Пока его семью никто не беспокоил. Садулаев считает, что за это нужно благодарить организаторов волны солидарности как внутри страны, так и за рубежом. «Однако я боюсь, что агрессивное настроение может спровоцировать отдельных экстремистски настроенных людей. При существующем там общественном климате возможно все».
Разве Садулаев не понимает, что секс для Чечни - это, в общем-то, не совсем обычная тема для разговора? «Они должны к этому привыкать, - говорит он. – В Чечне могут существовать свои обычаи, но она является частью глобального информационного общества».