Кукольное личико и большой запас смелости. Вера, 19-летнаяя активистка и студентка журфака, кажется, сошла со страниц детективного романа под соусом «Миллениум». У нее есть свой аккаунт на Facebook, блог на MySpace и исполненная мечта детства о стажировке в «Новой газете», где в свое время работала убитая в 2006 году Анна Политковская.
Это издание регулярно публикует материалы о коррупции, Чечне и дедовщине в армии. С 2000 года еще шесть журналистов «Новой газеты» были убиты при невыясненных обстоятельствах. «Мне было 10 лет, когда в 2001 году правительство решило взять под контроль телеканал НТВ, - объясняет Вера. – Мой отец был одним из тех, кто поддерживал независимые СМИ и рассказывал мне обо всем, что происходило. В тот момент я и выбрала для себя эту профессию».
Отец не подозревал об увлечении дочери до ее первого ареста во время запрещенного властями уличного митинга: «Я не пришла домой, мобильник разрядился, и тогда он решил поискать мое имя в интернете. Он увидел, чем я занимаюсь, и список акций, в которых я принимала участие». С тех пор (с июля 2009 года) он ходит с ней на все уличные манифестации, которые организовывает 31 числа каждого месяца движение «Солидарность», куда входит целый ряд оппозиционных организаций («Оборона», «Союз правых сил», «Антивоенный клуб», «Союз солидарности с политзаключенными»…).
«Речь идет всего-навсего о соблюдении статьи 31 Конституции о свободе собраний, - объясняет ее друг, 29-летний геолог Илья Мищенко. - Сначала было всего человек 200. Теперь нас от полутора до двух тысяч! Собрания проходят одновременно в Москве и еще пятидесяти городах по всей стране».
С каждым разом запретов и арестов становится все больше. «Сначала нас запретили в восьми городах, но в прошлый раз их было уже четырнадцать, - продолжает Илья. - 31 августа в Москве были задержаны 103 человека». В январе прошлого года губернатор Калининградской области лишился своего кресла после того, как десять тысяч человек вышли на улицы города с требованием отправить в отставку премьер-министра Владимира Путина.
Тем не менее, не все молодые россияне подвержены этой бунтарской горячке. В первую очередь речь идет о «Наших», пропутинском молодежном движении, на которое опиралась власть во время выборов 2007 года, и подавляющем большинстве тех, кто хочет воспользоваться преимуществами рыночной экономики и не лезть при этом в политику.
«Никому не нужна свобода, если она ничего не может вам принести», - не без цинизма говорит 26-летний Василий Эсманов, создатель интернет-ресурса Look at me. Василия и посетителей его сайта (18-35 лет) интересует в первую очередь мода, клубы, рестораны и концерты: «Мне наплевать, что происходит в Новосибирске. Я слежу за тем, чем занимается в Париже молодежь, которую волнует то же, что и меня».
В наполненном солнцем офисе Look at me солнечный луч падает на начищенные ботинки и паркет. Симпатичные сотрудники мужского пола ходят с модной трехдневной щетиной. Спокойствие, работа и достаток. Василий много думает о сохранении своей небольшой компании в 50 сотрудников. Он старательно избегает любых споров, которые могут привлечь к нему внимание власти: «Когда мы затрагиваем общественные вопросы, они касаются не политики, а непосредственной жизни людей, как, например, необходимость создать дорожки для велосипедистов».
Василий признает, что фальсификации на выборах - это плохо. Но старается сразу же дистанцироваться от запрещенного в Москве гей-парада: «Моду, конечно, во многом движет вперед гей-культура, но нам не кажется, что подобные манифестации обязательны. Это скорее акт отчаяния, нежели гордости, лучше бы они были самим собой, а не стремились во что бы то ни стало показать себя». Наш переводчик остался недоволен тем, что нам не понравился недостаток политической сознательности у молодого бизнесмена: «Для вас во Франции это просто, вы ведь можете говорить свободно! Здесь ситуация гораздо деликатнее, и нам это не в новинку. Вы хотите учить нас, но у вас выселяют цыган, которые при этом являются гражданами Европейского Союза».
В отличие от питающего страсть к красивой одежде Василия, другие молодые люди практически не интересуются модой. В Бауманском университете группа из десяти студентов ожидает журналистов, чтобы показать им работу своего космического центра, которому в этом году исполнилось уже двадцать лет. Серые здания, тусклый свет – атмосфера сильно напоминает времена СССР.
Дирекор центра Виктория Майорова развесила на стенах черно-белые фотографии космонавтов. На постаментах расставлены макеты спутников и ракет, медали и кубки. Этот университет - храм экспериментальной науки. «Для нас учиться здесь - большая удача, - говорит приехавший в Бауманку на год французский студент. - Существует две школы, США и Россия. Русские ближе к нам, а их история и знания в этой области поражают».
Сидя за большим столом, юноши и девушки по очереди представляют свои работы. Они входят в группу молодых инженеров, которых отбирали еще с детства по всей стране. «Мы ищем и отбираем их на олимпиадах, - объясняет Виктория Майорова. - У них уже есть проект, который станет делом их жизни, и мы создаем благоприятные условия, чтобы им в этом помочь. Они освобождены от вступительного экзамена, и посещают занятия, не отрываясь от своих исследований».
Микроспутники
Василий Муравьев выбрал своей специализацией ракетостроение. Он готовит дипломную работу по «сопротивлению материалов при динамических нагрузках в космосе». Василий возглавляет команду из девяти студентов, чей основной проект заключается в разработке микроспутников, которые можно доставить на орбиту с помощью «Союза». Запуск намечен на 2011 год после неудачи с ракетой «Днепр» в 2006 году. Этот международный проект «Бауманец-2» в сотрудничестве с командой французского университета Монпелье-II и его профессором Лораном Дюссо (Laurent Dusseau). Василий и его друзья обсуждают разработку нового космического кабеля для аппарата «Прогресс», новом «плазменном переключателе», работе Андрея над «командным алгоритмом» для бортового компьютера и спутниковой системе Globalstar, позволяющей установить связь в условиях отсутствия современных наземных телекоммуникационных сетей…
19-летняя Мария, младшая в группе студентов, занимается изучением и разработкой программного обеспечения. «Все не ограничивается одной теорией, - говорит она. - Я также занимаюсь спайкой и сборкой. Мне даже пришлось ехать в Санкт-Петербург, чтобы найти нужные нам соединители». Мы так и не узнали, интересуется ли она политикой. Посещение расписано по минутам. И проходит под бдительным оком педагогов.