НАТО разрабатывает новый курс. 19 ноября члены Североатлантического альянса обсудят в Лиссабоне новую стратегическую концепцию, которая будет принята в субботу и определит деятельность НАТО на ближайшее десятилетие. В течение более чем одного года, по поручению Генерального секретаря альянса Андерса Фога Расмуссена, бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт обсуждала новую стратегию с 12 экспертами из различных стран (включая испанского посла по особым поручениям), работавшими в различных областях (политики, военные, аналитики, члены неправительственных организаций).
В субботу НАТО окончательно оставит в прошлом призрак холодной войны и объявит Россию предпочтительным партнером. Кроме того, альянс в его новом формате хочет сделать упор на политическую составляющую своей деятельности и стать более экономичным. Таковы некоторые из основополагающих положений новой стратегии, которые стали известны газете El País.
Россия, новый преимущественный партнер. Первый генсек НАТО лорд Исмэй в свое время коротко и удивительно точно сформулировал сущность и цель Североатлантического союза в момент его создания: "держать США в (Европе), Германию - под (контролем), Россию - вне (Европы)". Начиная с ближайшей субботы, Россия станет необходимым партнером. НАТО нуждается в России прежде всего для проведения в жизнь стратегии ядерного сдерживания, а также для совместной борьбы против терроризма, наркоторговли, организованной преступности, пиратства в Индийском океане и стабилизации обстановки в Афганистане.
«Мы не можем и дальше жить по правилам холодной войны», сообщил испанский источник, которому удалось ознакомиться с текстом главного документа лиссабонской встречи в верхах. Такие страны как Испания, Франция, Германия и Италия уже давно высказывали пожелания об установлении «более конструктивных» отношений с Москвой, и, несмотря на опасения некоторых членов, именно так и будет.
- Меньший упор на оборонные вопросы, большее внимание к вопросам безопасности и политики. Новые угрозы.
Классические принципы обороны территории альянса оказались погребёнными под обломками зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, рухнувшими в результате террористического акта 11 сентября 2001 года. Новый противник в состоянии нанести удар по территории стран членов НАТО извне (кибернетическая война) или с помощью террористов-смертников (джихад). Альянс определит в качестве новых угроз и потенциальных рисков несостоявшиеся государства, международный терроризм, кибератаки, распространение оружия массового поражения, организованную преступность, торговлю людьми, наркотиками и оружием, а также охрану маршрутов доставки энергоресурсов. То есть, стратегия НАТО делает меньший упор на вопросы обороны и усиливает внимание к проблемам безопасности.
В документе исследую фактор бедности в качестве угрозы безопасности, а также управление кризисами, включая гуманитарные катастрофы. «Когда НАТО вошел в Афганистан или пришел на помощь пострадавшим от землетрясения в Кашмире в 2005 году, то, по сути дела, выполнял функции, не закрепленные в его доктрине. Эти действия не были предусмотрены его стратегической концепцией. Теперь же они будут в ней закреплены», указывают вышеупомянутые источники.
Альянс не хочет ограничиваться вопросами обороны, а способствовать политическому решению определенных проблем до того, как они превратятся в угрозу для безопасности его членов.
В следующем году будут разработаны новые политические установки. Исчезнут прежние географические границы действий, все большее внимание будет уделяться соблюдению норм международного права.
- Большая экономичность: резкое сокращение количества штатных сотрудников. В настоящее время по штатному расписанию в НАТО числится около 13 000 человек. Согласно новой стратегической концепции, их должно стать меньше 10 000 сокращению подвергнутся и агентства (с 14 до трех), различные центры и комитеты во всех странах членах, которые должны будут откомандировывать меньше офицеров в штабы Объединенных вооруженных сил НАТО.
- Военная организация, готовая к решению задач гражданского характера. Руководство НАТО пришло к пониманию того, что оборона военными методами недостаточна для противостояния новым угрозам. Поэтому была решено разработать более широкую концепцию безопасности, в которой бы сочетались военные и дипломатические действия, содействие развитию и разведывательная деятельность. То есть, НАТО будет в состоянии осуществлять в небольшом объеме действия гражданской направленности.
- Взаимодействие в интересах безопасности. Новый Североатлантический альянс будет стремиться к развитию сотрудничества с несоюзными странами для осуществления возможных совместных действий, а также для выработки союзнической политики. НАТО намерено углубить отношения с Евросоюзом -21 страна НАТО входит в ЕС- для достижения большей практичности и сокращения расходов, например, на закупку вооружения и средств технического обеспечения боевых действий, когда обеим организациям приходится решать задачи в одном и том же месте, например, в Индийском океане или Афганистане. Замысел заключается в том, чтобы в таких случаях НАТО и ЕС совместно взяли на себя расходы по обеспечению военной операции на каждом из ее этапов, сокращая благодаря этому затраты и избегая дублирования действий друг друга.
НАТО намерено развивать отношения не только с Евросоюзом, но также с политическим форумом, известным как «Средиземноморский диалог», в котором участвуют Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Мавритания и Тунис. Этот форум способствовал тому, что войска этих не входящих в НАТО стран принимали участие в боевых действиях под руководством альянса, в основном на Балканах. Укрепление отношений НАТО со «Средиземноморским диалогом» стало одним из главных предложений Испании при разработке новой стратегической концепции. Будет также активно продвигаться осуществление других программ сотрудничества с Африканским Союзом (в связи с угрозой, исходящей из Сахеля) и такими странами как Новая Зеландия, Австралия и Япония, которые всегда предоставляют значительное количество войск для участия в боевых действиях.