Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Перезагрузка отношений НАТО-Россия

© коллаж ИноСМИроссия нато
россия нато
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ранее в этом году возглавляемая бывшим Госсекретарем США Мадлен Олбрайт группа опубликовала доклад о новой стратегической концепции под названием «НАТО 2020». Доклад рекомендовал НАТО открыть свои двери для новых членов, но также призвал к поиску более конструктивных отношений с Россией.

Варшава – Ранее в этом году возглавляемая бывшим Госсекретарем США Мадлен Олбрайт группа (в которую входил и я) опубликовала доклад о новой стратегической концепции под названием «НАТО 2020». Доклад рекомендовал НАТО открыть свои двери для новых членов, но также призвал к поиску более конструктивных отношений с Россией. Мы изложили двойную стратегию, подтверждая гарантии НАТО относительно защиты интересов союзников Альянса, но одновременно рассчитывая на развитие отношений с Россией в соответствии с принятым в 1997 году Основополагающим Актом НАТО-Россия, а также Римской декларацией 2002 года об отношениях НАТО-Россия.

Предоставление гарантий правительствам стран-членов Альянса требует не только того, чтобы «любое конструктивное участие  было основано на военных гарантиях внутри НАТО», как это подчеркивали такие известные эксперты как Вольфганг Ишингер (Wolfgang Ischinger) и Ульрих Вайссер (Ulrich Weisser). Гарантии безопасности должны также включать  меры по укреплению доверия, контроль обычных и ядерный вооружений, а также разоружение.

Доклад Олбрайт излагает стратегию «возобновления участия (re-engagement) и предоставления гарантий (reassurance)». «Перезагрузка» в отношениях с Россией может быть успешной только в том случае, если она будет взаимной. Поэтому Россия должна применять два фундаментальных принципа, которые она уже одобрила в нескольких декларациях. Во-первых, как указано в Хельсинкском заключительном акте, каждое суверенное государство обладает неотъемлемым правом «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет». Во-вторых, суверенное равенство государств включает в себя уважение всеми тех прав, которые являются неотъемлемой частью суверенитета.

НАТО нуждается в России, и Россия нуждается в НАТО, а отход Соединенных Штатов от унилатерализма восстановил значение многосторонних институтов безопасности, а также предоставил НАТО шанс установить новое партнерство с Европейским Союзом и Россией. В феврале этого года Госсекретарь США Хиллари Клинтон, выступая на организованном Альянсом семинаре, посвященном стратегической концепции, отметила что, хотя Россия и сталкивается с вызовами в области безопасности, НАТО не входит в их число. Мы выступаем за сотрудничество между Россией и НАТО, способное принести конкретные результаты, а также сблизить НАТО и Россию».

Во время пребывания в прошлом месяце в Москве экспертная группа НАТО выступала в поддержку переосмысления взаимного восприятия. Главная проблема в отношениях НАТО-Россия – это не отсутствие институтов, документов или процедур, а отсутствие прозрачности, уверенности и взаимного доверия. Американский аналитик в области безопасности Чарльз Капчан (Charles Kupchan) поднял заслуживающий внимания вопрос, когда он поинтересовался, присоединится ли Россия в будущем к Североатлантическому альянсу? От также отметил, что урегулирование, проведенное после наполеоновских войн и Второй мировой войны показывает, что союзы, заключенные между бывшими соперниками, могут быть исключительно важными для укрепления мира между великими державами.

Другими словами, стратегия НАТО в отношении России должна опираться на дух открытости (inclusiveness). Однако такого рода стратегия требует, чтобы Россия ясно продемонстрировала свою политическую волю, направленную на сотрудничество с НАТО. Россия должна сделать выбор.

Осмысляя этот выбор, Россия не должна сохранять риторику холодной войны. В военной доктрине, опубликованной в феврале этого года, перечислены внутренние и внешние угрозы, однако особый акцент сделан на характеристику Соединенных Штатов и НАТО как угроз. Действительно ли авторы доклада считают, что НАТО представляет угрозу для России или нет – остается неясным, так как эта страна не имела на своих западных границах таких миролюбивых соседей более 300 лет.

Россия и НАТО должны совместно разработать повестку дня в области безопасности, а также методологию с большим количеством элементов сотрудничества, основу которой должны составлять совместные рабочие группы и совместные материалы. Старый способ ведения переговоров с использованием предложений и контрпредложений, когда НАТО и Россия воспринимали друг друга как соперники, должен быть отброшен. Нам нужен такой подход, пример которого представлен в работе Евроатлантической инициатива в области безопасности (Euro-Atlantic Security Initiative), сопредседателями которой являются Сэм Нанн (Sam Nunn) из США, Игорь Иванов из России и Ишингер (Ishinger) из Германии.

Немецкий федеральный канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) призвала все вовлеченные стороны сосредоточить свое внимание на практических шагах. Это означает, что мы должны думать о том, как расширить наши обязательства относительно взаимной прозрачности применительно ко всем вооруженным силам в Европе – включая обычные вооружения и ядерное оружие, а также системы противоракетной обороны. Настало время вновь проанализировать ограничения, свойственные обычным вооружениям, и приспособить их к современным, а не к прошлым потребностям.

Мы должны также пересмотреть общие угрозы, укрепляя при этом механизмы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) для предотвращения конфликтов, управления ими, а также для их разрешения. И общая повестка дня в области безопасности, предусматривающая меры доверия и транспарентность, должна быть основана на принципе неделимости безопасности в Европе, а также на трансатлантическом пространстве в целом, включая уважение суверенитета и территориальной целостности – не только для членов Альянса, но для всех стран, принадлежащих к более широкому сообществу трансатлантической безопасности.

Взаимозависимость всех государств – больших и маленьких, слабых и сильных, демократических и авторитарных – стала организационным принципом современной международной системы безопасности. Однако взаимозависимость сама по себе не обеспечивает контроля над тем, как развиваются отношения между государствами, и еще меньше над внутренними событиями в этих странах.

Задачи, стоящие перед НАТО, требуют  нового определения сущности трансатлантических отношений для того, чтобы можно было дать ответ на некоторые фундаментальные вопросы. Какую роль Альянс должен играть в будущем? Должен ли он одновременно изменяться и расширяться? Какие отношения он должен иметь со своими партнерами?

Доклад Олбрайт  пытается дать сбалансированные ответы на эти вопросы. В нем поддерживается такая политика, которая точно учитывает отношения между «операциями вне зоны» и обязательствами о взаимной обороне в соответствии с пятой статьей Североатлантического договора. В нем также справедливо указано на то, что стратегические политические и военные цели НАТО могут быть достигнуты вместе с Россией путем создания большей стабильности, взаимной прозрачности, предсказуемости и сокращения вооружений, подтвержденных соглашениями о нераспространении и контроле над вооружениями.

Пересмотренное значение многосторонних институтов безопасности создает новый климат и новые перспективы для такой системы безопасности, которая будет отвечать требованиям 21-го века. Предстоящий саммит НАТО в Лиссабоне и встреча в верхах ОБСЕ в Астане предоставляют уникальную возможность продвинуть Североатлантический альянс и Россию вперед к созданию открытого, основанного на сотрудничестве и эффективного сообщества безопасности.

Адам Даниэль Ротфельд ранее занимал пост министра иностранных дел Польши.