Лидеры НАТО прибывают в Лиссабон, чтобы одобрить проект новой стратегии альянса, направленной на укрепление безопасности Европы. Между тем, по-прежнему не решен вопрос о том, кто будет поддерживать безопасность внутри Европы, и каким образом.
Союзники будут обсуждать операции НАТО и программы партнерства, думать о будущем миссии МССБ в Афганистане, прорабатывать пути укрепления Совета Россия-НАТО и спорить о том, нужен ли альянсу «противоракетный щит», и как его создавать. Стратегическая концепция также должна успокоить восточных членов НАТО, предлагая новым союзникам гарантии. Однако, хотя саммит в Лиссабоне должен ответить на множество вопросов, связанных с будущей ролью НАТО, и будет рассматривать внешние угрозы, с которыми сталкивается сейчас Европа (такие, как терроризм или распространение ядерного оружия), он вряд ли поможет разрешить проблемы, которые стоят перед Европой на самом континенте.
За последние десять лет неоднократно обнаруживались слабые места европейской безопасности: ни НАТО, ни Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе не смогли предотвратить войны в Косово и Грузии. Так называемые замороженные конфликты в Нагорном Карабахе, в Приднестровье и на Кипре продолжают угрожать европейской стабильности и экономическому процветанию. Влияние США, больше столетия игравших важную роль в Европе, переключилось на Иран и еще восточнее - на Пекин. Хотя американское военное присутствие продолжает служить ключевой гарантией от большой войны между европейскими странами, действующая администрация справедливо ожидает, что с остальными проблемами континента будут разбираться сами европейцы. Более того, процессы расширения Европейского Союза и НАТО, некогда служившие ключевыми компонентами европейской стабильности, фактически остановились. За вычетом таких исключений, как предстоящее вступление Хорватии в ЕС, в ближайшие годы эти структуры вряд ли будут расширяться. Частично это связано со спадом интереса к региону в Америке, однако часть вины лежит и на политических элитах таких стран, как Украина и Босния, зачастую больше заинтересованных в том, чтобы остаться у власти, чем в том, чтобы проводить в жизнь полномасштабные реформы, необходимые для вступления в тот же Евросоюз.
О том, что система европейской безопасности больше не работает, первой заявила Россия, два года назад призвавшая пересмотреть ее де-юре (по иронии судьбы, именно Москва изменила эту систему де-факто, начав в 2008 году войну с Грузией). Предложения России подразумевали замену НАТО и ОБСЕ новым договором безопасности, который даст всем странам Евроатлантического региона (в том числе России) право накладывать вето на вступление других стран в союзы в области безопасности. Фактически, эти предложения довольно точно следовало идее 19 века о «концерте держав», и Европа их не поддержала. Вдобавок ситуацию в этой сфере дополнительно осложнил рост региональной роли Турции, ставшей намного менее покладистым союзником, чем раньше. Хотя Турция остается членом НАТО и все еще надеется вступить в Евросоюз, ее последние заявления по проблемам Ирана и Судана напрямую противоречат курсу США и ЕС.
Таким образом, Европа не только вновь стала многополярной, но и столкнулась с новыми проблемами, не имея механизмов для их решения. В этом вопросе Лиссабонский саммит европейцам поможет мало: альянс был создан для защиты союзников от внешних угроз, а не для борьбы с напряженностью в их собственных рядах. Проблемы безопасности внутри Европы должны решаться в рамках другого мероприятия, причем для этого необходимо участие России и Турции. Именно в их руках находятся ключи к разрешению замороженных конфликтов в Восточной Европе и на Кавказе, и именно они могут помочь сдвинуть ситуацию в Боснии с мертвой точки. Возглавить переговоры в интересах Европейского Союза. Европейская философия безопасности базируется на предпочтении невоенных подходов – однако для этого необходимо, чтобы в Европе соблюдались правила, сводящие к минимуму необходимость применять силу. Возникновение более эффективной системы, помогающей снижать напряженность внутри Европы, прежде всего выгодно самому Европейскому Союзу. Саммит НАТО - хороший повод заручиться сотрудничеством России по угрожающим Европе проблемам глобальной безопасности. Теперь Европейский Союз должен пойти дальше и начать с Россией и Турцией переговоры, которые позволят многополярной Европе жить в мире.