Двое молодоженов поднимаются на башню Байтерек, высотой девяносто семь метров, построенную из железа и матового стекла в Астане, в казахстанских степях. На них китайские одежды, с вежливыми улыбками они отвечают на приветствия и поздравления. Низкое азиатское солнце искажает лица на памятных фотографиях, но ни одна свадьба не обходится без того, чтобы подняться на башню. Байтерек означает Дерево жизни, подняться на нее — это все равно, что получить благословение. Все символично в этом современном центре, построенном 15 лет тому назад по инициативе первого президента Нурсултана Назарбаева, стоящего у власти с 1991 года. Правительство истратило 7 миллиардов долларов на общественное строительство, и инвестиции продолжаются. Назарбаев построил дворец, напоминающий Белый дом, но в пять раз больший по размерам; пирамиду высотой с собор Сан Пьетро, которая освещается лучами света, окрашенными в четыре цвета; мечеть Нур Астана, вмещающую пятьдесят тысяч верующих.
Но самая триумфальная постройка называется Хан Шатыр, шатер султана, роскошный подземный комплекс, рассчитанный на десять тысяч граждан. Он включает коммерческие центры, бутики и парки для детей, в то время как казахские женщины расслабляются на последнем уровне, на искусственном пляже, усыпанном песком из Малайзии, и с пальмами с островов Карибского моря. «Это лучший способ провести вторую половину дня, когда снаружи температура достигает минус сорока градусов», - рассказывает жуналистам «Il Foglio» горничная по имени Юлиана, затянутая в купальный халат. Несмотря на гигантские проекты, Астана остается среди городов, малопригодных для жизни. Рабочие в зимних комбинезонах, согреваясь глотком водки, противостоят холодному ноябрьскому ветру. Идея построить столицу посреди степи уникальна. Когда начались работы, многие считали строительство сумасшедшей идеей, но Назарбаев всегда отвечал, что речь идет «о самом грандиозном» проекте, когда-либо реализованном на востоке. Тот, кто видел этот город, знает, что эти два мнения спокойно уживаются друг с другом. После пятнадцати лет с начала работ Астана готова принять азиатские олимпийские игры, саммит мусульманских стран и встречу участников ОБСЕ , которая откроется первого декабря. Правительство располагает мощным механизмом маркетинга и приглашает каждый месяц десятки иностранных журналистов, чтобы продемонстрировать, что город живет и функционирует, а Назарбаев — не авторитарный лидер, но глава государства в стиле Шарля де Голля, как сказал журналистам «Il Foglio» Роман, чиновник из министерства иностранных дел.
Первый президент пришел к власти через несколько недель после конца коммунистической эпохи, и до сих пор никому и ничему не удалось вытеснить его с этого поста: ни оппозиционным движениям, ни ударам ниже пояса со стороны глобальной экономики, ни группам террористов, которые постоянно держат в напряжении другие республики региона. Сегодня ему семьдесят лет, и он считается отцом нации, как Гейдар Алиев в Азербайджане и Мустафа Кемаль в Турции. Многие аналитики считают, что он правит страной как сатрап.
Культ лидера характерен для казахов. Портреты Назарбаева популярны по всей стране, а два музея собирают предметы, принадлежавшие его семье. При входе во дворец Ак орда, представляющий собой гигантское воспроизведение Белого дома, висит картина, на которой президент изображен в центре ликующей толпы. Она называется «Мечта»: среди аплодирующих лиц, можно узнать французского президента Николя Саркози, итальянского премьера Сильвио Берлускони, трех российских лидеров (Владимира Путина, Дмитрия Медведева и Бориса Ельцина, умершего в 2007 году) и большое число правителей Азии.
Депутаты очень любят своего лидера и каждый год представляют законы, позволяющие назначить Назарбаева пожизненным президентом. Он благодарит и отклоняет предложение. Результаты выборов говорят, что он не нуждается в помощи, чтобы остаться во главе государства: его партия «Нур Отан» («свет отечества») никогда не набирала меньше девяноста процентов голосов и контролирует все места в парламенте. Все министры и все официальные лица дипломатического корпуса являются членами партии «Нур Отан». ОБСЕ подвергла критике все выборы, состоявшиеся за последние двадцать лет, а различные международные организации обвиняют Назарбаева в нарушении прав человека. Но на этот счет линия правительства очень четкая: «Первый президент выбрал демократию, - объясняет журналистам министр иностранных дел Канат Саудабаев, - вместе с ним начались реформы, у которых нет срока годности». Эта мантра повторялась каждым министром без исключения и без колебаний.
Казахские журналисты делят оппозицию на два крыла: конструктивное и стремящееся нанести ущерб. Первое включает политиков, активистов и газеты, которые близки президенту и стараются улучшить действия правительства. Второе сформировано соперниками Назарбаева. Правительство поддерживает печать разнообразными способами. Например, устраивает конкурс между газетами на написание статей и проведение расследований. Выигрывает тот, кто предлагает написать большее количество страниц за меньшую цену.
Это не страна старьевщиков
Карин Ерлан — элегантный молодой человек, питающий страсть к античности, в костюме европейского покроя. В своем кабинете он хранит сотню древних стрел, которые старается каталогизировать. Можно сказать, что в свои 34 года он стал одним из самых влиятельных политиков в Азии, так как Назарбаев сделал его лидером «Нур Отан». В партии насчитывается 700 тысяч членов. Чтобы войти в нее, необходимо представить пять рекомендательных писем и годовой взнос, размер которого зависит от дохода. «Это, правда, что наше движение преобладает в казахской политике, но это не означает, что другие не имеют права участвовать в выборах. Решает народ, но никто не видит альтернативы Первому президенту», - объясняет он журналистам «Il Foglio». Весной страна избирала семьдесят местных администраторов. Ни одна из оппозиционных партий не представила своего кандидата. Несмотря на различие возрастов, Ерлан не представляет себе будущего без Назарбаева, эта мысль заставляет его нахмуриться. «Первый президент еще не объявил о своем намерении участвовать в ближайших выборах, но мы надеемся, что скоро он об этом заявит. Думаю, что он останется во главе страны еще долго».
У Назарбаева есть план развития до 2020 года. До конца этого срока он хочет добиться, чтобы Казахстан вошел в число пятидесяти самых экономически развитых стран: неплохо для страны, которая пережила семьдесят лет коммунистического режима, ядерные испытания, ГУЛАГ и депортации. Это очень смелый проект, так как площадь страны примерно равна площади всего Европейского Союза, а число жителей — примерно населению Северной Италии, то есть приблизительно 16 миллионам.
Президент может рассчитывать на богатство, погребенное возле Атырау (Гурьев), пограничного города, расположенного в двухстах километрах от Астаны. В этом уголке на Каспийском море, который граничит с Россией, расположены три нефтяных месторождения: Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, насчитывающие тридцать миллиардов баррелей. «Достаточно, чтобы обеспечить стране пятьдесят лет процветания», - говорит Кайрат Калимбетов, президент «Самрук-Казына», государственного фонда, который распоряжается четвертью валового национального продукта. Чтобы добраться до его кабинета, приходится дважды пройти процедуру обыска и двух хорошеньких помощниц. Секретари и системы безопасности — это постоянная составляющая в дворцах Астаны. «Самрук-Казына» контролирует десятки общественных служб, например, почты и железные дороги, а также государственную энергетическую компанию КазМунайГаз. Это обстоятельство делает Калимбетова очень уважаемой персоной в столицах Европы. «Мы хотим продавать нашу нефть на запад, у нас есть множество проектов, как поставлять сырую нефть в европейскую распределительную сеть, - объясняет он во время встречи с журналистами газеты «Il Foglio», - мы не один год тесно сотрудничаем с Eni: итальянцы играли решающую роль в развитии Казахтана и продолжат занимать эту важную позицию и в будущем. Только что мы заключили с ними договор на три миллиарда долларов». Казахстан больше напоминает фильм ужасов, чем нефтяной колодец. Температура достигает сорока градусов летом и опускается до минус тридцати в зимние месяцы. Сырая нефть извлекается с платформы, построенной на обледеневшем Каспийском море и достигает Европы благодаря нефтеналивному флоту, который перевозит ее сначала в Азербайджан, на другой берег огромного озера. Месторождение было открыто в 2000 году.
Eni появилась на берегах Каспия всего через несколько месяцев после открытия месторождения. В отношениях с правительством Астаны были некоторые напряженные моменты, но Калимбетов считает, что трудности остались в прошлом. Партнерство с итальянской нефтяной и газовой компанией Eni, символом которой является собака с шестью лапами, касается также и разработки газового месторождения в восточной части страны, в Карачаганаке. « Наша нефть пойдет на восток. Я уверен, что основным покупателем казахского газа будет Пекин, - говорит президент «Самрук-Казына», - Китаю мы отдаем предпочтение, потому что он зарекомендовал себя надежным партнером даже в кризисные моменты. Тем не менее, мы не хотим, чтобы китайцы были единственными инвесторами в нашу страну. В настоящий момент мы ищем других партнеров». В городе много говорят о газопроводе ТАПИ. Его название составлено из начальных букв стран: Туркмения, Афганистан, Пакистан и Индия. Калимбетов думает, что это самый перспективный проект для снабжения восточных стран, но никто пока не знает, когда он будет реализован.
Казахстан является важным рынком сбыта для другого итальянского машиностроительного холдинга Finmeccanica , который участвует в строительстве железной дороги и помогает в проведении реформы почтовой системы. Год назад, во время единственного визита Назарбаева в Италию Finmeccanica достигла соглашения с военной промышленностью Астаны. Договоренность подтвердилась в последние месяцы благодаря серии заказов фирме Selex Galileо, которой владеет Finmeccanica.
Мечта Первого президента
Помимо нефти Казахстан может похвастаться завидным географическим положением. Он занимает важную стратегическую позицию, владеет огромной территорией в Средней Азии, находится на пути, связывающем Китай с Европой и Россию с Индией. Соединенные Штаты прислушиваются к мнению Назарбаева по региональным вопросам. Два дня тому назад дипломаты государственного департамента подписали договор о переброске через Астану военного снаряжения для войск в Афганистане. «Борьба с терроризмом является приоритетом нашего правительства, - говорит Адыл Ахмет в интервью «Il Foglio», президент комиссии иностранных дел в Сенате, - но это не означает, что мы поддерживаем войну. Знаете, что значит «талибаны»? Это слово переводится «студенты». Запад воюет против студентов!»
Есть группы интегралистов, которые пытались найти убежище в Казахстане, но методы, использованные силами безопасности, убедили их отказаться от этого намерения. Вдоль неспокойной границы, отделяющей страну от Узбекистана, существует движение «миссионеров» (так местные жители называют террористов), которые пытаются найти сторонников джихада. Этот вопрос будет обсуждаться на саммите ОБСЕ, который откроется первого декабря в Астане. Многие европейские лидеры уже подтвердили свое участие, начиная с Саркози, который хорошо знает столицу. С тех пор как он занял место в Елисейском дворце, он один раз приезжал в Астану. Его любимый Johnny’s бар пользуется большой популярностью среди молодых казахов. Для Назарбаева это случай, к которому он стремился всю жизнь: он сможет продемонстрировать всему миру чудеса своего образцово-показательного города и получить признание, о котором мечтают его художники.