ЛИССАБОН — Руководители Североатлантического альянса, в состав которого входят 28 стран, на состоявшемся в пятницу саммите договорились о расширении системы противоракетной защиты под руководством США, которая теперь будет охватывать территории всех стран-участниц альянса в Европе.
Вечером в пятницу был выпущен первый стратегический документ НАТО за десять лет; он станет для альянса руководством по работе со старыми и с новыми угрозами, в том числе с кибератаками, терроризмом и атаками баллистических ракет.
Соглашение между руководителями по вопросу организации противоракетного щита было разрекламировано как важная победа официальных лиц из администрации Обамы, чья последняя значительная инициатива в дипломатии в верхах, предпринятая в ноябре этого года во время встречи двадцатки в Сеуле, потерпела неудачу.
Беседуя с журналистами на полях саммита, президент США Барак Обама заявил, что союзники впервые достигли «соглашения по развитию средств противоракетной обороны, достаточных для защиты всей европейской территории и проживающего в Европе населения стран-членов НАТО, равно как и территории и населения США».
В результате достигнутого соглашения по противоракетной обороне будут установлены каналы связи с различными системами противоракетной обороны союзников, включая и США, которые уже существуют или находятся в процессе установки. Будет установлена и сеть связи оперативного управления на линиях, в настоящее время защищающих воздушное пространство НАТО.
Соглашение о противоракетном щите стало возможным в результате достигнутого недавно компромисса между членами блока НАТО и Турцией, ключевой фигурой в планируемом противоракетном щите, на прошлой неделе расширившая условия своего участия.
Хотя первоначальным назначением противоракетного щита была защита от возможной угрозы со стороны Ирана, сейчас руководители заключили соглашение с Турцией и с другими странами о том, что конкретные страны-источники угрозы не будут поименованы. Соглашение обязывает альянс распространить противоракетную систему США для защиты населения стран-членов НАТО, расположенных в Европе, включая и Турцию, от атак ракет средней дальности.
Другие требования, о которых Турция заявила в течение недель, предшествующих саммиту, на встрече, по большей части, либо не рассматривалась, либо, как в случае требования, чтобы контролирующий центр был расположен в Турции, отодвинуты на будущее. По словам присутствовавших на саммите, президент Турции Абдулла Гюль (Abdullah Gul) не настаивал в пятницу на решении этих вопросов.
Ожидается, что в субботу президент России Дмитрий Медведев подпишет соглашение по возможной будущей кооперации с противоракетной системой НАТО. Российские официальные лица заявили, что Медведев привезёт в Лиссабон предложения, каким образом можно будет эту кооперацию реализовать – впрочем, они уточнили, что Москву по-прежнему беспокоят некоторые моменты, например, возможность того, что противоракетная защита НАТО может быть использована для ослабления ядерного сдерживания самой России.
Иво Даалдер (Ivo Daalder), посол США в НАТО, заявил: «Противоракетная оборона в настоящее время является способом укрепить растущее сотрудничество с Россией».
После достигнутого в пятницу соглашения Соединённым Штатам предстоит преодолеть определённый скепсис со стороны стран Западной Европы по отношению к вопросу противоракетной обороны, который был ими проявлен, когда администрация Буша пыталась продвигать аналогичную программу.
По словам дипломатических представителей, хотя первоначальные затраты, которые страны-участниц НАТО согласились нести совместно, весьма скромны – менее 200 миллионов евро (270 миллионов долларов), которые должны добавиться к 800 миллионам евро, расходуемым на систему защиты войск в Европе, договорённость о чём была достигнута ранее, - европейские правительства прекрасно понимают, что в будущем их ждут значительные расходы.
Обама повторно обратился из Лиссабона к Сенату США, призывая ратифицировать договор СНВ с Россией по контролю ядерных вооружений, и получил поддержку со стороны правительств восточно-европейских стран, включая Польшу и Литву.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) также проявил стремление подтолкнуть Сенат к решительным действиям. «Проволочки с ратификацией договора нанесли бы ущерб европейской безопасности», - заявил он.
Руководители блока достигли в пятницу договорённости и относительно новой стратегии, обязывающей НАТО работать с вновь появляющимися угрозами, такими как распространение ядерных вооружений, кибератаки и атаки баллистических ракет. Г-н Расмуссен заявил, что эта стратегия «модернизирует способ ведения обороны НАТО в XXI столетии». Стратегия поддерживает ядерное разоружение, но заявляет, что союз не собирается избавляться от своего ядерного арсенала полностью, пока такое оружие остаётся в чьих-то ещё руках. «Пока существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным альянсом», - говорится в стратегическом документе.
Г-н Расмуссен заявил, что альянс усилит свою роль в проведении операций по восстановлению конституционного порядка и впервые приступит к разработке возможностей привлечения к противоповстанческим операциям гражданского населения.
В написании этой статьи участвовал Дэвид Ромэн (David Roman)