В Лиссабоне в рамках проходящего там саммита НАТО встретились президенты Грузии и США Михаил Саакашвили и Барак Обама. В Тбилиси этой встрече придают особенное значение: первые переговоры с глазу на глаз с главой Белого дома помогут положить конец разговорам о том, что Вашингтон якобы утратил интерес к Грузии.
Встреча глав государств прошла за закрытыми дверьми. Согласно заявлению Белого дома, выпущенного по итогам переговоров, стороны обсудили дальнейшее укрепление двусторонних отношений и сотрудничества.
«Лидеры обсудили усилия грузинского правительства для осуществления политических, экономических и военных реформы, а также общие интересы в обеспечении демократии, стабильности и процветания в Грузии», - говорится в заявлении.
Барак Обама также выразил благодарность Грузии за вклад в операцию в Афганистане.
Михаил Саакашвили сказал журналистам, что очень доволен прошедшей встречей.
«Если не считать президента [Афганистана] Карзая, и хозяев [саммита], у президента Обамы здесь, в НАТО, отдельных встреч практически ни с кем не было, - сказал Саакашвили. - Конечно, это, само по себе, очень важный знак».
Беспрецедентная неделя
Грузинские власти говорят о беспрецедентной поддержке их страны международным сообществом, а Михаил Саакашвили называет последнюю неделю «самой плодотворной».
«Лично я не помню, когда в последний раз выдавалась настолько плодотворная международная неделя, - сказал Саакашвили журналистам.- Это означает, что все попытки, стоившие больших денег и ресурсов, изгнать, ослабить и оставить в стороне Грузию, обернулись против самих авторов таких инициатив».
Саммиту в Лиссабоне предшествовало несколько событий, которые, по мнению грузинских властей, подтверждают поддержку Запада.
Всего несколько дней назад Парламентская ассамблея НАТО призвала членов североатлантического альянса подтвердить решение бухарестского саммита в отношении Грузии.
Кроме того, подчеркивают в Тбилиси, в резолюции ПА НАТО по отношению к непризнанным самопровозглашенным республикам Абхазии и Южной Осетии использован термин «оккупированные территории».
«Этот документ – не случайное явление, а итог очень большой дипломатической борьбы», - сказал Саакашвили.
Козырь в отношениях с Россией?
В Тбилиси считают это, равно как и факт личной встречи Саакашвили и Обамы, посланием Москве.
«Это четкое послание России, что США хотят достичь эффективной перезагрузки, но не за счет интересов других, - говорит глава института стратегии и развития Андро Барнов. - Я думаю, что после этого саммита можно ожидать реальных сдвигов в отношениях США и России, а это отразится и на Грузии».
Однако, конфликтолог Паата Закареишвили уверен, что встреча имеет, скорее, моральное значение и нацелена на то, чтобы «подсластить пилюлю» для грузинского президента.
«Сейчас НАТО очень нужна Россия. Они не хотели, чтобы Саакашвили мутил воду в контексте сближения НАТО и России, - говорит Закареишвили.- Этой встречей, к которой Саакашвили очень стремился, они надели смирительную рубашку на Грузию».
В том, что Грузии не стоит надеяться на кардинальные изменения, а тема Грузии будет использована Западом как козырь в отношениях с Россией, уверен и политолог, президент Клуба независимых экспертов Сосо Цискаришвили.
По словам Цискаришвили, встреча между президентами США и Грузии носила скорее «протокольный» характер и не принесла особых результатов для отношений двух стран или отношений Грузии с НАТО.
В то время как перед важными встречами обычно создавала проблемы российская сторона, в этот раз, апеллируя к грузинской теме, инициативу взял в руки Запад. Встреча Саакашвили с Обамой завершает эту линию, говорит Цискаришвили.
«Запад буквально штурмом навалился на Россию с темой Грузии перед саммитом НАТО, - говорит Цискаришвили.- Думаю, Запад получит выгоды на других направлениях его сотрудничества с Россией - в части общей борьбы против терроризма, поддержки международной кампании в Афганистане и других проблем, которые более весомы для Запада».
Грузия продолжит стучаться в открытую дверь
Американский президент дал высокую оценку проведенным в Грузии экономическим и демократическим реформам, и поддержал стремление Грузии в Североатлантический альянс, сказал Саакашвили.
«Он отметил не только в очередной раз поддержку территориальной целостности Грузии, но и то, что они [США] над этим [сближением Грузии с НАТО] работают, - сказал Саакашвили грузинским журналистам после встречи в Лиссабоне. - И, конечно, выразил поддержку пути, который ведет нас к членству в НАТО».
В новой стратегической концепции НАТО, принятой 19 ноября, говорится о стремлении продолжать и развивать партнерство с Украиной и Грузией на основе решений бухарестского саммита в рамках соответствующих двусторонних комиссий, учитывая при этом стремления и ориентацию каждой из стран.
В концепции также отмечается, что двери Альянса остаются открытыми для всех «европейских демократий», которые удовлетворяют стандартам для членства в Альянсе.
По мнению главы института стратегии и развития Андро Барнова, после саммита можно ожидать активизации процесса интеграции Грузии в Альянс.
«Это не означает, что мы станем членами НАТО скоро, наверное, понадобится несколько лет, но процесс интеграции перейдет на гораздо более высокий уровень», - сказал он в интервью Русской службе Би-би-си.
В процессе принятия Грузии в НАТО проблемы скорее «тактического, нежели стратегического характера» и отношения Альянса с Москвой играют не последнюю роль, считает Барнов.
«Здесь в первую очередь надо определиться с Москвой, - полагает он.- Если с миром, то процесс будет более долгий, но стабильно-развивающийся, а если Россия перейдет к политике конфронтации, не исключено, что Грузию сразу примут [в НАТО]».
Сосо Цискаришвили считает, что основной преградой для вступления Грузии в НАТО является уровень демократии в самой Грузии.
«Дверь открывается изнутри, и если гостя не ждут, эта дверь, вряд ли, откроется, - говорит эксперт.- Ситуация с тотальной несправедливостью в грузинской судебной системе общеизвестна, и поэтому пока уровень демократии [в Грузии] далек от параметров демократической жизни на Западе, пусть он даже лучше, чем в других постсоветских странах - Грузии не будет дан зеленый свет в НАТО».