Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Модель "народной армии" Давида Бен-Гуриона, в соответствии с которой был создан ЦАХАЛ, всегда играла центральную роль в государстве и израильском обществе. Оборонительная концепция государства основывалась на массовой регулярной службе, продолжительных резервистских сборах и восприятии армии, как к фактора, способствующего сближению репатриантов из разных стран, жителей центра и периферии, богатых и бедных, секулярных и религиозных, евреев и друзов.
Бен-Гурион верил в то, что армейская служба способна быть формообразующиим фактором, который превращает нацию иммигрантов в новый израильский народ, говорящий на иврите, сражающийся за свое существование во враждебном окружении.
Модель Бен-Гуриона имела свои ограничения, а поэтому в данном вопросе никогда не удавалось добиться полного равенства. И все-таки до тех пор, пока воинская повинность распространялась на подавляющее большинство молодых израильтян, армия сохраняла главенствующую роль в обществе и получала в свое распоряжение лучших его представителей, которые становились кадровыми офицерами и бойцами элитных подразделений.
В последние годы, в связи с демографическими изменениями, количественным ростом ультраортодоксального сектора и резкого сокращения репатриации в страну, а также в связи с изменением приоритетов в израильском обществе, Армии обороны Израиля все сложнее поддерживать сложившийся в прошлые годы этос всеобщей равноправной военной службы.
Произошедшие изменения мешают армии выполнять свои задачи и превращают идею "народной армии" в фикцию. На днях в газете "Гаарец" было опубликовано сообщение о том, что ЦАХАЛ ограничивает призыв молодых добровольцев на предварительные годичные сборы в канун мобилизации, опасаясь, что ему будет трудно обеспечить кадрами боевые подразделения. Тот факт, что армия ограничивает число допризывников-добровольцев, большинство из которых позднее станут младшими командирами боевых подразделений, должно пробудить от спячки руководителей оборонной системы и лидеров государства.
Пришло время для серьезной дискуссии о структурных изменениях в ЦАХАЛе. Необходимо откорректировать давнюю бен-гурионовскую модель для того, чтобы сократить растущий разрыв между призывниками и теми, кто уклоняется от воинской повинности, между солдатами боевых частей и теми, кто служит в тылу. Нельзя отказываться от общественных ценностей, связанных с армейской службой, но можно взвесить возможность о более справедливом поощрении тех, кто служит в армии. Следует расширить возможности призыва и участия в службе для представителей тех групп населения, которые уклоняются сегодня от армейской повинности. Израиль нуждается в качественной и эффективной армии. Нельзя допустить, чтобы Армия обороны Израиля застряла в прошлом и прекратила свое развитие из-за косности мышления и страха перемен.