В Лиссабоне прошли две встречи на высшем уровне. Успешный натовский саммит, завершившийся подключением России к созданию системы противоракетной обороны, и встреча на высшем уровне Евросоюз-США, та самая, которая не состоялась, когда в ЕС председательствовала Испания.
Никто не говорит о неудаче, однако отсутствие результатов и снисходительный тон Барака Обамы в отношении лидеров европейских стран позволяет сделать вывод о том, что так называемый приоритетный союзник весьма мало что значит для США.
Более того, позиции Европы на международной арене неуклонно ослабевают. Если исходить из того, что картинка стоит тысячи слов, хотя и не всегда отображает истину, то можно сказать, что мы получили из Лиссабона снимок, который сам по себе прекрасно проясняет положение Евросоюза в мире. В левом углу стоят и ведут оживленную беседу Обама, британский премьер-министр Дэвид Камерон и Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Посредине – пустое пространство, а в противоположном углу одиноко стоит с понурой головой президент ЕС Херман Ван Ромпей.
С появлением развивающихся стран мы становимся свидетелями «глубинных сдвигов в распределении власти в мировом масштабе», считает исследователь Хосе Игнасио Торребланка (José Ignacio Torreblanca). И несмотря на то, что Европа является самой крупной экономикой мира, ее политическое влияние падает. Больно вспоминать о том, что произошло на Конференции глав государств по изменению климата в Копенгагене, когда мнение Евросоюза было проигнорировано.
В течение десятилетий трансатлантические отношения были стержнем американской дипломатии. Недавнее азиатское турне Обамы наглядно показало, куда сейчас направлены интересы Вашингтона.
Отношения США и Европы проходят через Брюссель, но через тот, где расположена штаб-квартира НАТО, а не руководящие органы Евросоюза. И даже в этом смысле с определенным оговорками. Как сказал один немецкий дипломат, участвовавший в разработке новой стратегической концепции Североатлантического альянса, принятой на встрече в Лиссабоне, для США «Европа перестала быть главной отправной точкой». А мы-то все ждем, что Ван Ро́мпей и Кэтрин Эштон восстановят наши былые позиции!