Тот, кто очень хочет избежать развода, может взять пример с дипломатов. Уже наученные поддерживать зыбкие отношения, они в эти дни усиленно доказывали, что внутренние кризисы можно смягчать и расширением внешних партнерских отношений.
Подорваный после поражения своей партии на промежуточных выборах авторитет Барак Обама восстанавливает серией турне: по Южной Азии, Дальнему Востоку и Европе. Успехом за границей заполучаются недоверчивые земляки – правило, по которому зачастую даже местные анонимы становились «звездами».
Его взбодрил только что завершившийся визит в Лиссабон. НАТО продемонстрировало единство, заявил Обама по окончанию саммита Альянса, принявшего его план создания противоракетного щита и обязавшегося развивать сотрудничество с Россией, так как он рассчитывает, что это поспособствует уплотнению его рядов, которым противостоит все более мощная оппозиция.
Взбодрился Обама и в Индии. Оживил воспоминания о легендарном Махатме Ганди, в исторических достижениях которого увидел доказательства того, что «один человек может многое изменить»: именно этого, кстати, ожидали от него (вполне безосновательно, учитывая тамошние политические реалии) американские избиратели, видевшие в нем непохожего на других главы Белого дома.
Честь принимать иностранную элиту могла бы придать смелости португальцам, которым на правах хозяев встреч на высшем уровне (НАТО, Россия-НАТО, ЕС-США) следовало потребовать больше поддержки для выхода из скопившихся экономических бед.
Предполагаемое сближение Запада и России также обещает улучшение внутренних дел обеих сторон. Для национальной модернизации, на которой особенно настаивает президент России Дмитрий Медведев, необходимы технологии Запада, чья европейская часть зависит от восточных газопроводов, в то время как обе стороны собираются сократить расходы на страхование рисков, чтобы увеличить объем средств на развитие экономики и улучшение стандарта жизни граждан.
Аналогичные договоренности имели место и среди представителей других сторон, в том числе и на Балканах.
Интенсивные контакты между президентом Сербии Борисом Тадичем и главой Хорватии Иво Йосиповичем рассматривают, кроме всего прочего, как вклад в улучшение внутренней и региональной ситуации. Такие оценки можно было услышать на недавней конференции по международной безопасности в Канаде, где за одним столом разговаривали сербы, хорваты, черногорцы, албанцы, американцы, француз, грек... В частности, можно было услышать, что територия бывшей Югославии постепенно превращается из импортеров безопасности в ее экспортеров, и что увеличение коллективных и индивидуальных возможностей для достижения прогресса заключается в присоединении к ЕС.
Один из экспертов сказал, что, преодолевая оставшиеся проблемы, регион мог бы выделиться в качестве модели для решения спорных вопросов, и получить за такой «патент» определенное вознаграждение. Звучало как шутка, но очень похожа на реальность: ведь если бы нам, таким, какие мы есть, в этом регионе удалось решить все разногласия, многие бы действительно сочли, что и они могут преодолеть свои проблемы, меньшие чем «балканизация», которая является общим названием для всех видов распада и разрывов «политических браков» ...
Изменяются всевозможные международные связи и отношения. Нет страны, которая не пыталась бы найти подходящее место - себя в мире и мира в себе, свою новую роль на мировой сцене, где круг исполнителей главных ролей становится все более широким. Китай, Индия, Бразилия и даже Россия (несколько лет назад) выиграли от усиления связей с миром. У Германии, Швеции, Канады и «азиатских тигров», как говорится в докладе, дела тоже идут неплохо, несмотря на глобальный экономический кризис.
Конечно же и далее актуально правило «полагайся только на себя», но вместе с тем рациональные власти как никогда заботятся о том, чтобы не остаться «одиноким воином» в поле международных дел. Внутренняя политика, противореча знаменитому лозунгу, который гласит, что она является источником внешней политики, все чаще представляет глобальные тенденции, такие как борьба с: терроризмом, организованной и кибер-преступностью, торговлей наркотиками и людьми, отмыванием денег, распространением оружия массового уничтожения, климатических и финансовых изменений.
Указанные примеры показывают, что массовое зло глобализовалось быстрее, чем добро.
Внешние связи впервые становятся неизбежным и фатальным внутренним фактом. Если в политике и есть что-то новое, то именно это обстоятельство. Кто к этому отнесется пренебрежительно, тому достанется роль каскадера, выполняющего трюки вместо исполнителей главных ролей.