В пятницу поставщик электроэнергии концерн Axpo предоставил информацию о производстве топливных элементов для АЭС в Бецнау (Beznau), после того как Greenpeace поставила под сомнение собственный отчет предприятия по экологическим вопросам. Таким образом сама фирма вызвала полемику своим позитивным отчетом по экологии. После длительного разбирательства Axpo, как и несколько недель назад, заявила о том, что российские субподрядчики используют уран, перерабатываемый на предприятиях «Маяк» и «Северск». Фирма Axpo теперь подтвердила, что эти установки не имеют никаких экологических сертификатов, а до сих пор говорилось о сертифицированном качестве процесса переработки.
Проведенное собственное расследование должно определить точный масштаб проблемы. При этом Axpo, разумеется, берет на себя в международном плане роль первопроходца. После этого другие швейцарские операторы АЭС сделают для себя выводы из полученных данных. Часть загрязнений на «Маяке» объясняется авариями предшествующего десятилетия, однако отмечается повышение радиоактивности в резервуарах с водой (NZZ 19/11/2020). Доказано также наличие недостатков в системе для переработки жидких радиоактивных отходов, которые, как утверждает Greenpeace, вызывают дальнейшее загрязнение.
Уран после вторичной переработки
Необходимые для реактора топливные элементы образуются в том случае, если добытый в шахтах уран обогащается при помощи центрифугирования, и при этом содержание изотопа 235 повышается с 0,7% до примерно 5%. Кроме этого, существует возможность производить топливные стержни из уже использованного урана, и именно вокруг этого процесса и разгорелась полемика. До введения в действие моратория топливные стержни, использованные на швейцарских АЭС, вывозились в другие страны для переработки. После этого на французских или британских установках также происходило обогащение материала для достижения требуемой концентрации урана 235. Фирма Axpo в своих экологических заявлениях исходила из того, что в России это делается с добавлением высокообогащенного урана, который образуется в процессе разоружения. Это оказалось неверным. В России для этого использовался материал с низким содержанием урана 235. Он производился на ядерных установках предприятия «Маяк» при помощи отработанных топливных стержней с подводных лодок, ледоколов, а также российских АЭС.
По мнению экологических организаций, это предприятие из-за старых проблем, а также недостаточных мер по санации все еще представляет собой угрозу для здоровья людей в этом регионе. Компания Axpo ранее полагалась на выводы, сделанные французским концерном Areva (которое выступает в виде своего рода генерального подрядчика),а также на тот факт, что конечное производство топливных стержней производилось на сертифицированном «современном» заводе в российском городе Электросталь.
Будет ли лучше окружающей среде от расторжения договора?
Генеральный директор компании Axpo AG Манфред Туманн (Manfred Thumann) признал наличие этих проблем и заявил, что предстоящее решение не будет простым. В действующем до 2020 года контракте о поставках упоминается предприятие «Маяк». Речь идет о трехзначных суммах в миллионах. Axpo уверена в том, что, по разным данным, схема оборот урана может быть дополнительно изменена. Но Туманн задает вопрос, а не будет ли лучше для окружающей среды, если договор будет выполняться и одновременно будут выдвинуты требования относительно улучшении технологии?
Как оказалось, в производственном процессе АЭС в Гесгене (Goesgen) также участвует предприятие «Маяк». Ее договор рассчитан до 2016 года. Что касается АЭС в Ляйбштадте (Leibstadt), то там в цепочке поставщиков «Маяка» нет, но есть (как и в случае с АЭС в Бецнау) проблемное предприятие «Северск», где Axpo также проводит проверку. АЭС в Мюлеберге (Muehleberg) использует не переработанный уран, а прежде всего материалы из частично сертифицированных рудников в Австралии, а также в Казахстане и Узбекистане. Только часть поставок из США может иметь связь с «Маяком», так как это предприятие участвует в мероприятиях, связанных с разоружением.
Парламентские инициативы представителей левых партий требуют более строгого контроля конфедерации за оборотом урана. Операторы АЭС должны иметь больше влияния на поставщиков. Депутат нижней палаты парламента от Свободной демократической партии (FDP) и президент бернской секции дружелюбно настроенный по отношению к атомным электростанциям организации «Акция за разумную энергетическую политику Швейцарии («Aktion fuer vernuenftige Energiepolitik Schweiz») Кристиан Вассерфаллен (Christian Wasserfallen) подчеркивает, что электрогенерирующие компании не выполнили свои домашние задания в отношении поставщиков «с необходимой тщательностью». Заявленное требование о прозрачности, по его мнению, является позитивным.