Очередная демонстрация ядерной мощи Северной Кореи вызвала возмущение во всем мире. Соединенные Штаты, Южная Корея и Япония заявили в понедельник решительный протест в связи с поступившими на прошлой неделе сообщениями о том, что в Северной Корее действует завод по обогащению урана, который может дать режиму Ким Чен Ира новую возможность для создания собственного ядерного оружия. Вашингтон заявил, что это «очередной провокационный ход», Сеул «выразил обеспокоенность», а власти Токио подчеркнули «полную недопустимость» подобного положения. Все три страны изучают возможность принятия согласованных ответных шагов, заявили представители Белого дома.
Тревога возникла после того, как американский физик-ядерщик Зигфрид Хеккер (Siegfried Hecker), профессор Стэнфордского университета и бывший директор Исследовательской лаборатории в Лос-Аламосе, сообщил о том, что во время визита в Северную Корею в этом месяце, власти этой страны продемонстрировали ему современный завод, оборудованный по меньшей 1000 центрифуг для обогащения урана. Хеккер сказал, что 12 ноября, во время осмотра ядерной установки в Йонгбьоне – самой крупной в стране – его сопровождающие сообщили о том, что располагают 2.000 центрифуг, производящих низкообогащенный уран для атомного реактора, подчеркнув при этом, что он предназначен для программы развития мирной энергетики. По словам Хеккера, высокий технический уровень проведения работ произвел на него большое впечатление, но при этом отметил, что у него не было возможности проверить, работает ли комплекс на полную мощность.
Южнокорейское правительство в понедельник отреагировало на сообщения весьма раздраженно и заявило, что эти данные верны, то они ставят «весьма серьезную проблему».
Дело дошло до того, что министр обороны Южной Кореи Ким Тхэ Ён предложил рассмотреть США возможность возвращения на свою территорию американского тактического ядерного оружия, которое, как утверждается, было вывезено с полуострова в 90-е годы. Затем министр несколько сбавил тон своих заявлений и сказал, что они были «сделаны в том контексте, что будут рассмотрены все возможные сценарии развития событий».
Стивен Босуорт (Stephen Bosworth), спецпредставитель США на переговорах с Северной Кореей, подчеркнул, что это «это сообщение вызывает разочарование и является очередным провокационным шагом», добавив, однако, что «критической» ситуацию назвать нельзя. «Нас это не удивляет. Мы уже давно наблюдаем и изучаем намерения [Северной Кореи] по обогащению урана», заявил высокопоставленный дипломат в Сеуле. Министр иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхара (Seiji Maehara) подчеркнул, что, если эти сведения соответствуют истине, то речь идет о «весьма серьезной проблеме». Предполагается, что в свете последних данных, на Китай будет оказано более сильное давление, поскольку, по мнению Вашингтона, власти Пекина должны предпринять больше усилий с тем, чтобы убедить своего соседа отказаться от ядерных амбиций.
Хеккер, которому Пхеньян периодически предоставлял доступ к своим ядерным объектам, отметил, что северокорейская ядерная программа была осуществлена в скрытно и в сжатые сроки. «Возможно, последний шаг Северной Кореи направлен на выработку электроэнергии, в которой она так нуждается», пишет ученый, предупреждая при этом о значительном военном потенциале этой страны. Программа обогащения урана даст Северной Корее новую возможность для выпуска ядерных зарядов, помимо тех, которые уже были произведены на основе плутония. США выражают особую обеспокоенность тем, что Пхеньян может продать ядерные материалы другим странам, чтобы благодаря этому хоть как-то стимулировать свою разоренную экономику.
Дав разрешение американскому ученому на посещение завода по обогащению урана, режим Ким Чен Ира, возможно, пытается укрепить свои позиции на прерванных многосторонних переговорах по сворачиванию северокорейской ядерной программы. Однако, как считают аналитики, это разрешение следует скорее рассматривать под углом зрения внутреннеполитической ситуации. 68-летний Ким Чен Ир, перенесший в августе 2008 года инсульт, как предполагают, намеревается укрепить в военной среде позиции своего сына Ким Чжона Ына, которого он назначил наследником трона единственной в мире коммунистической династии.
Как полагает Хеккер, один самых острых вопросов заключается в том, каким образом Пхеньяну удалось продвинуть так свою программу обогащения урана. Как пишет Financial Times, исследователь ссылается на доклад о Китае, подготовленный Институтом по науке и международной безопасности, а также высказывает собственные опасения о возможных связях с Ираном. Согласно аналитикам британской газеты, сотрудники американского исследовательского института утверждают, что находящаяся в Пхеньяне компания Nam Chongang Trading, которая занимается куплей-продажей ракет и атомных реакторов и была связана с установкой, в обстановке секретности, атомного реактора в Сирии, развернула бурную деятельность в Китае и даже открыла свое представительство в Пекине.
В соответствии с условиями соглашения, достигнутого в ходе международных переговоров, в 2008 году Северная Корея заглушила свои графитовые реакторы в обмен на предоставление помощи. Предполагается, что к тому времени она произвела плутония, достаточного для производства 6-8 небольших атомных бомб. В апреле 2009 года представители Северной Кореи покинули переговоры, а месяц спустя эта страна провела второе ядерное испытание за свою историю. В сентябре прошлого года власти Пхеньяна заявили о том, что приступили к завершающей фазе своей программы по обогащению урана.
В последние месяцы Северная Корея выразил желание вернуться за стол переговоров, заявив одновременно о своем праве быть ядерным государством, чего США, Южная Корея и Япония допустить не намерены. Сеул, ко всему прочему, отказывается возвращаться за стол переговоров до тех пор, пока северокорейская сторона будет отказываться принести извинения за потопление в марте этого года южнокорейского корвета, в результате чего погибли 46 южнокорейских моряков. Северокорейские власти полностью отрицают какую-либо свою причастность к данному инциденту.