Ключевой лидер российской оппозиции подвергся на прошлой неделе нападению проправительственных хулиганов, когда он вернулся в Москву из Вашингтона, где выступил против усиления режима власти руководителя России Владимира Путина.
Бывший заместитель премьер-министра Борис Немцов рассказал, что напавшие на него связаны с пропутинской молодежной организацией «Наши». Во время интервью по телефону он заявил, что нападавшие подкрались к нему в аэропорту, когда он получил багаж и прошел таможню, и набросили на него рыболовную сеть, а затем начали фотографировать. «Видимо, я крупная рыба», - сказал Немцов Washington Times.
За несколько дней до нападения Немцов дал интервью Washington Times, в котором призвал Соединенные Штаты ввести запрет на выдачу виз верному помощнику Путина Владиславу Суркову, ставшему инициатором создания «Наших».
Сурков является представителем правительства в российско-американской комиссии по гражданскому обществу.
Кроме того, Немцов на прошлой неделе выступил в Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая известна также под названием Хельсинкская комиссия. Он призвал ввести запрет на выдачу виз и принять санкции против коррумпированных российских чиновников.
«Я был возмущен, узнав о том, что на него напали сегодня в московском аэропорту, когда он вернулся в Россию. Произошло это после того, как он предложил внести в черный список США высокопоставленных российских советников, включая Владислава Суркова», - заявил на этой неделе сенатор-демократ от Мэриленда Бенджамин Кардин (Benjamin L. Cardin), возглавляющий Хельсинкскую комиссию.
«Казалось бы, будет масса улик и свидетелей, позволяющих провести тщательное расследование данного инцидента, поскольку нападение на Немцова произошло в крупном международном аэропорту», - сказал Кардин.
Американское посольство в Москве провело дипломатический демарш в связи с этим инцидентом, выступив с официальным протестом. Госдепартамент также выступал с официальными протестами в тех случаях, когда Немцов подвергался арестам.
Сенатор-республиканец от Аризоны Джон Маккейн заявил в интервью, что преследование Немцова это «часть продолжающегося процесса исчезновения в России демократии и прав личности. Особенно это касается представителей прежних администраций, которые выступают против подавления прессы, а также людей, находящихся в оппозиции к путинской администрации».
В интервью Washington Times Немцов сказал, что Обама ошибается, привлекая Суркова к работе в комиссии по гражданскому обществу.
Однако, как заявил Белый дом, очень важно иметь контакт с людьми из близкого окружения Путина по вопросам демократии и гражданских прав.
«Я думаю, его критика обоснованна, - сказал высокопоставленный представитель Белого дома. – В России есть политики, которые категорически заявляют нам: «Не отменяйте это. Если вы будете иметь контакт с этим человеком, у вас будет возможность напрямую связываться с важными людьми»».
Этот представитель также сказал: «Мы думаем, что с ним лучше сотрудничать, чем не сотрудничать».
Специалист по России из Белого дома Майкл Макфол (Michael McFaul) тихо и спокойно оказывает давление на своих российских коллег, добиваясь прекращения преследования немцовского движения «Солидарность», которое провело 31 октября на Триумфальной площади в Москве митинг, завершившийся стычками с милицией.
Российский президент Дмитрий Медведев недавно наложил вето на проект закона, в котором предусматривалось объявить данные демонстрации незаконными.
Администрация Обамы стремится наладить взаимодействие с Медведевым, одновременно оттесняя в сторону бывшего президента и нынешнего премьер-министра Владимира Путина. Но некоторые критики отмечают, что у Белого дома слишком мягкий подход к проблемам демократии и прав человека в России.
«Все мы знаем, что одна из главных причин падения Берлинской стены это прежде всего та стойкость, с которой оказывалась поддержка людям за железным занавесом, шедшим ради свободы на риск, - заявил Маккейн. – Видимо, нынешняя администрация гораздо больше заинтересована в нажатии пресловутой кнопки перезагрузки».