23 ноября между Минском и Москвой разразился информационный блицкриг. С утра российские СМИ стояли на ушах: белорусский президент отказался-де встречаться с Сергеем Лавровым, прилетевшим в белорусскую столицу накануне вечером!
Российское руководство сравнили с ребенком в песочнице
Версию о демарше Лукашенко вбросил «Коммерсантъ», ее охотно подхватили, и это трактовалось, естественно, как пощечина Кремлю. Раньше, мол, российского министра иностранных дел в Беларуси никогда не ставили в игнор на высшем уровне.
К полудню, однако, «Коммерсантъ» был посрамлен. Сам Лавров заявил журналистам в Минске, что встречаться с Лукашенко не планировалось изначально. А параллельно кремлевский источник, спасая лицо высшей российской власти, невольно принизил статус ее эмиссара, отметив, что «у главы российского МИД были четкие инструкции президента России на этот счет».
И вот тут настал черед Минска отыграться. «Запрет на общение с «младшим союзником» является явным признаком слабости руководства России, — язвительно подвел черту аноним из окружения Лукашенко. И добавил, что такое поведение «вызывает у нас откровенные ассоциации с обидой ребенка в песочнице».
Ритуальная миссия Лаврова (он поучаствовал в рутинной совместной коллегии дипломатических ведомств да открытии российского центра науки и культуры) свидетельствует о том, что Минску и Москве сегодня говорить по большому счету не о чем. Нет базы для примирения. Конфликт между руководством двух стран отнюдь не рассосался. Война, включая информационную, продолжается.
Не признаете выборы — останетесь без прикрытия на Западе!
Выразительный симптом мы видели накануне. Белорусский президент показательно продинамил подписание нового плана применения региональной группировки войск Беларуси и России.
Это был явно пиаровский ход — перед телекамерами. «Никакие документы в рабочем порядке я подписывать не буду. Так и передайте министру обороны и президенту России, — заявил Александр Лукашенко. — Есть Высший госсовет, вот он соберется — мы рассмотрим этот план».
Имеется в виду орган союзного государства, о котором ныне говорить — почти как о веревке в доме повешенного. Причем Лукашенко, сами знаете, не такой формалист, чтобы из любви к процедуре наотрез отказываться решать вопросы в рабочем порядке, когда это выгодно. Но сейчас, напротив, выгодный момент, чтобы напомнить Кремлю: всякая палка о двух концах.
И вот она, ключевая фраза: «А так нас считают все время нахлебниками. Общество должно знать, что мы не нахлебники, а выполняем наиважнейшую функцию по защите, в том числе российского государства».
Таким образом, Кремль получил назад свой бумеранг информационной войны. Помните: мы, мол, вбухали в эту неблагодарную диктатуру 53 миллиарда долларов и все такое… Теперь белорусское руководство по традиционной схеме развития двусторонних конфликтов (уже наработалась парадигма!) выставило встречный иск за военные услуги.
При этом белорусский официальный лидер не преминул подковырнуть Москву ее излюбленной ныне лексикой: «Это не подход, когда нам порой предлагают покупать вооружение за свой счет, да еще по рыночной, как они умеют говорить, цене».
Александр Лукашенко убивает нескольких зайцев. Во-первых, это предвыборный пиар, штрих к образу несгибаемого лидера, гаранта независимости, который ставит-де на место зарвавшуюся империю. Во-вторых, это укрепление позиций перед трудными переговорами по нефти и газу: подумайте, ребята, надо ли чересчур задирать ценник на новый год!
Наконец, это страховка под президентские выборы 19 декабря. Москва грозилась их не признать. Так вот сейчас Лукашенко подвешивает Россию в военно-стратегическом плане. Вот попробуйте не признайте выборы — останетесь без прикрытия на западе!
Европа — еще один зритель. И игрок
Московский «Коммерсантъ» цитирует экспертов, полагающих, что белорусский президент столь дерзок потому, что «пребывает в кураже от контактов с ЕС».
И впрямь: в Минск зачастили эмиссары Брюсселя, Лукашенко поддержала литовская коллега Даля Грибаускайте, а министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски открытым текстом огласил ценник — пообещал от имени Евросоюза три миллиарда евро за пристойное проведение избирательной кампании.
Действительно, диалог с Европой укрепляет позиции Минска в противостоянии с Москвой. Хотя, заметим попутно, белорусское руководство не испытывает головокружения. Напротив, осаживает и Брюссель, если его требования по части демократизации кажутся чрезмерными — мы, дескать, из тех, кто предпочитает торопиться медленно.
Впрочем, и Брюссель не тешит себя иллюзиями. Да, выставляется минимум условий по части грядущих выборов (если утрировать: вы уж там хоть не бейте палками оппозицию!), но де-факто ставка делается на стратегию втягивания. Евросоюз понял, что чем острее конфликт Лукашенко с Кремлем, тем больше шансов на втягивание «последней диктатуры» в орбиту западного влияния даже без внутриполитических реформ.
Так что Запад — еще один зритель, которому продается ныне картинка показательного отрезвления Москвы. Впрочем, не только зритель, но и игрок. В условиях системного конфликта Лукашенко с Кремлем Евросоюз вступил в соревнование за белорусский плацдарм.
Точка невозврата пройдена
Со своей стороны, Москва уже осознала, что де-факто проиграла эту президентскую кампанию в Беларуси. Блицкрига не получилось, информационный накат напоролся на жесткие фильтры белорусской цензуры, сильной прокремлевской фигуры на этих выборах нет (как нет и самих выборов, язвительно добавляют критики режима).
Так что придется как-то и дальше пытаться находить общий язык с кошмарно трудным партнером. Да, у Москвы — мощное энергетическое оружие, но она сама завязана на транзит, военные интересы, проекты постсоветской интеграции, и это дает Минску козыри. Которые ныне, как видим, грамотно использует поднаторевший в баталиях на восточном фронте Лукашенко.
Ведь, например, Путину, уже думающему о российских выборах-2012, важно не загубить свое детище — ЕЭП. А российское военное лобби уязвимо в смысле антизападных фобий и готово проплачивать стратегический «белорусский балкон».
«Пока Россия все еще остается для Беларуси наиболее заинтересованным «покупателем» ее геополитического положения, военного и оборонно-технологического потенциала, — отметил в интервью для Naviny.by белорусский военный эксперт Александр Алесин. — В обмен на этот стратегический интерес Минск все еще может рассчитывать на некоторые экономические льготы и преференции».
Впрочем, «число столкновений в этой сфере будет нарастать», прогнозирует Алесин. По мнению Алесина, с течением времени, по мере перехода на мировые цены на сырье и энергоносители, а также освоения альтернативных рынков, Белоруссия сможет проводить все более самостоятельную международную и военную политику.
На это уйдет лет 10-15, прогнозирует эксперт. «И отнюдь не факт, что в отдаленной перспективе Россия останется для Минска единственным или даже главным приоритетом в области национальной безопасности», — резюмирует Алесин.
К слову, мало кто читает скучные многостраничные документы типа недавно принятой стратегии развития энергетического потенциала и совсем уж свежей концепции национальной безопасности Республики Беларусь. В них между тем, если поскрести эвфемизмы, уже зафиксирован де-факто новый геополитический курс Минска. А именно — по возможности плавное дистанцирование от Москвы, реальная многовекторность, экономическая (и особенно энергетическая!) диверсификация. Наконец — развитие полноформатных отношений с государствами Европейского союза.
Более того, белорусские властные стратеги относят к числу главных угроз уже не «коварного монстра НАТО», а, например, «развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в Белоруссии, целенаправленное ограничение транзитных возможностей Беларуси». Поняли намек?
Или возьмем такую угрозу, как «дискриминация Белоруссии в рамках международных союзов и образований». Усекли подтекст? Ведь ни в Североатлантический альянс, ни в Евросоюз, ни даже в Совет Европы синеокая республика не входит. Короче, между строк новой концепции национальной безопасности явно проглядывает в первую очередь именно угроза с востока.
Это признак того, что белорусское руководство не верит в некий ремейк «братской интеграции», отметил в интервью для Naviny.by минский аналитик-международник Андрей Федоров. На его взгляд, «точка невозврата в отношениях между Минском и Москвой уже пройдена».
Конечно, министр Лавров (или его преемник) еще не раз прилетит в Минск. Но, скорее всего, визиты будут все более ритуальными.