Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
"Ты не представляешь, как мы всем здесь надоели, - сказала мне подруга, живущая долгие годы в Соединенных Штатах, но по-прежнему ассоциирующая себя с Израилем, - Здешние политики и журналисты не в состоянии понять, чего мы хотим, почему не можем закончить этот конфликт с палестинской администрацией, способ урегулирования которого всем понятен, когда впервые с палестинской стороны имеется вменяемый партнер, с которым можно о чем-то договориться и подписать договор. Как мы всем здесь осточертели".
Прожив 12 лет в Нью-Йорке, моя подруга перестала понимать, что происходит на самом деле. Она успела позабыть о том, что нет никакой разницы, что происходит в стране, последнее слово всегда будет за раввином Овадьей Йосефом и его многочисленными представителями в Кнессете и правительстве. Израиль – единственное государство в западном мире, в котором всевозможные "советы мудрецов Торы" решают судьбу граждан страны. За любое свое решение они просят очень много денег.
Казалось бы, главной коалиционной проблемой главы правительства является Авигдор Либерман и его партия НДИ. Однако подлинная проблема, как и прежде, заключается в партии ШАС. Вновь очередной премьер-министр зависит от воли 90-летнего старца, лепечущего по субботам проповеди, пересыпанные проклятиями. Мы почему-то склонны об этом забывать.
Мы делаем вид, что все у нас происходит в соответствии с логикой и здравым смыслом, что наши лидеры руководствуются прагматическими интересами государства и общества. Смотрим на мир через розовые очки. Это срабатывает наш врожденный механизм психологической защиты. Иначе можно сойти с ума и впасть в отчаяние.
С электоральной точки зрения эта проблема может быть решена. Сторонники партии ШАС, некоторые из которых придерживаются антисионистских взглядов, а многие не служат в армии и не платят налоги, являются меньшинством среди общего числа израильских избирателей. Примерно 15 процентов. Это немало, но и не так уж страшно. Тот факт, что представители ШАС заседают почти во всех израильских правительствах, связана с тем, что эта партия проявляет завидную идеологическую гибкость.
Когда дело касается ШАС, вопрос обычно упирается в цену. Единственное их желание - "защита интересов" своих избирателей – чтобы тем не пришлось служить в армии, чтобы их детям не понадобилось изучать в школах основные дисциплины, чтобы – не приведи Господь – не пришлось выходить на работу. Чтобы оставались нищими, необразованными, не способными зарабатывать себе на пропитание.
Все это можно устроить с помощью бюджетных денег. Больших денег, разумеется. И все-таки речь идет всего лишь о деньгах. Поэтому главам правительств удобно включать ШАС в коалицию. Когда наступает момент принятия решения, начинается подсчет денег. И все чудесным образом устраивается. Лучше пусть ШАС будет коалиционным партнером, чем какая-либо идеологическая партия, которая не выдвигает существенных политических требований лишь для того, чтобы отказаться от них за приемлемую плату в размере нескольких миллионов шекелей. Однако цена для государства может оказаться слишком высокой, неподъемной.
Нами управляет престарелый раввин. Партия, которая далека от каких-либо либеральных и гуманистических идеалов, управляет важнейшими сферами нашей жизни. Теми, например, которые находятся в ведении министерства внутренних дел. Шантаж и вымогательство стали рутиной в местной политике. Так будет и на этот раз. ШАС не станет мешать Нетаньяху в продлении моратория на строительство в поселениях еще на три месяца. В обмен на это будут утверждены пособия для женатых студентов йешивы, ШАС получит еще больше денег для создания и поддержания своих религиозных учреждений.
Все это будет сделано за счет учреждений культуры и высшего образования, за счет тяжело работающих молодых семей. За счет всего того, что делает Израиль современным, развитым государством. Мир продолжит смотреть удивленными глазами на государство, в котором делами заправляют религиозные деятели. На демократию, в которой религия не отделена от политики и власти.
В утопической реальности, которая в ближайшее время нам не светит, Нетаниягу должен образовать коалицию, состоящую из «Ликуда», «Кадимы», «Аводы» и НДИ (пусть даже партия Либермана предпримет попытку торпедировать соглашение – ей, при таком коалиционном раскладе, это не удастся). «Кадима» должна заменить ШАС в правительственной коалиции, а не партию «Наш дом – Израиль».