Футболисты марсельского клуба, которые сыграли вчера матч в Москве, познакомились с местным дорожным движением, хотя и не смогли в полной мере оценить все его тягости. Отныне в российской столице начинается новая борьба, на этот раз с пробками. Глава государства Дмитрий Медведев, чьи поездки в кортеже на черном «Мерседесе» регулярно блокируют движение в городе, назвал ее «национальным приоритетом». За этим заявлением последовал указ о принятии целого ряд мер, которые дополнил недавно назначенный Кремлем мэр Москвы Сергей Собянин: ограничение доступа в центр города для грузовых автомобилей, строительство парковок, улучшение координации светофоров, плата за стоянку, развитие общественного транспорта, прокладка новых дорог, запрет на строительство домов и торговых центров у крупных магистралей. В мэрии даже предлагали сделать въезд в центр города платным. Но дальше проекта дело пока не пошло.
Ставшая государственным делом борьба с пробками является важным элементом мечты Медведева о создании международного финансового центра в Москве и «Кремниевой долины» в Подмосковье. Уже многие месяцы эксперты без устали твердят о том, что модернизация невозможна без свободного движения. Во всех смыслах этого слова. «В Кремле говорят о новой инновационной экономике. Но посмотрите, куда мы движемся. Да никуда!» – злится один из столичных бизнесменов, застрявший на мосту через Москву-реку. Впереди и позади него автомобили стоят в чудовищной пробке. Это обычная ситуация в переживающей настоящий бум Москве, где вовремя появиться на встрече стало равнозначно подвигу.
Новое общество потребления и аппетиты производителей (российских и особенно западных) привели к чрезмерному росту числа автомобилей: их количество увеличилось почти в четыре раза с 1990 года. Хуже того, россияне почувствовали вкус к большим и мощным автомобилям, хотя в них редко когда сидит больше одно человека. Маленькие городские машины начали появляться на дорогах столицы лишь совсем недавно.
Отсутствие четкой программы строительства дорог и спланированной системы управления дорожным движением вызвали перенасыщение городской инфраструктуры. Первая программа по борьбе с пробками принадлежит Юрию Лужкову, которого Дмитрий Медведев в сентябре отправил в отставку из-за «утраты доверия президента». Тем не менее, за 18 лет его пребывания у руля столицы4, его не раз обвиняли в некомпетентности и неспособности справиться с ростом транспортного потока: новых линий метро оказалось недостаточно, парковок практически нет, обустройство периферии абсолютно хаотично, а крупнейшие городские артерии превращаются в воронки.
Кроме того, инфраструктурные проблемы усугубляются поведением автомобилистов, которые, например, нередко паркуются наперекор здравому смыслу (стоящие в три ряда или на тротуаре машины – обычное дело). Не последнюю роль играет и коррупция среди автоинспекторов, обеспокоенных тем, чтобы остановить водителя и получить взятку, а не разрешением проблем на дорогах.
«Дайте мне револьвер и пулю, и я разберусь с ситуацией», - зло пошутил один москвич на интернет- сайте, который популярен у застрявших в пробках автомобилистов. Изнурительные как для бизнес-сообщества, так и для простых жителей автомобильные заторы стали объектом ненависти и вымученных шуток.
Кремль и московская мэрия обещают действовать жестко и эффективно. За решениями должны последовать средства и инвестиции. «Но все теперь зависит от чиновников, - с иронией отмечает представитель ассоциации автомобилистов Сергей Канаев. - Разворуют ли они деньги или все же будут решать проблему?» Ключевой вопрос для московских дорог, а также всей программы модернизации страны, которую начал Кремль.