Наталкиваясь на все более явную ксенофобию со стороны православных христиан, для которых слова «ислам» и «терроризм» нередко являются синонимами, мусульманская община Москвы не может оставаться безучастной. Сегодня ее ряды пополняются этническими мусульманами, которые приехали в российскую столицу из Средней Азии в поисках работы. При финансовой поддержке со стороны олигархов-мусульман политическое влияние общины растет. В начале сентября муфтий Тюменской области Фатых Гарифуллин вызвал настоящую сенсацию своим заявлением о том, что написал патриарху письмо, в котором обратился к нему с просьбой разрешить мусульманам из регионов, где не существует мечетей, молиться в церквях, предварительно завесив кресты и иконы.
Некоторое время спустя похожую идею озвучил и имам московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов. Отметив, что христиане добиваются разрешения на строительство двухсот церквей, он потребовал возведения ста мечетей (сейчас в городе их всего пять) размером с Храм Христа Спасителя, (крупнейший православный собор в мире, где могут разместиться 10 000 верующих), процитировав следующий аят из Корана: «И если бы не защита Всевышнего одних людей другими, то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где упоминается имя Аллаха».
Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин пошел еще дальше. Он выразил свое удивление тем, что мусульмане вынуждены молиться на улице из-за нехватки мечетей, в то время как в столице полно пустых церквей, где стоят со свечками две-три «бабушки». Кроме того, он назвал Коран «третьим Заветом» и заявил, что христиане должны чтить Мухаммеда как своего пророка.
Необходимость привлечь внимание
Тем не менее, как считает сопредседатель информационно-аналитического центра Совета муфтиев России Фарид Асадуллин, не стоит воспринимать все эти заявления слишком буквально. Мусульманским духовным лидером прекрасно известно, что христиане никогда не откроют для них своих церквей. Их задача заключалась в том, чтобы привлечь внимание властей к ситуации в мусульманском сообществе. Такое объяснение кажется логичным и Алексею Малашенко, эксперту Московского центра Карнеги и специалисту по Кавказу и исламу: «В мусульманском мире религия является направляющей силой для политических, экономических и социальных требований». Кроме того, реакция христиан, которые прекрасно поняли цель этой инициативы, была довольно умеренной. Один лишь игумен Свято-Троицкого монастыря назвал требование мусульман «неприемлемым и святотатственным», напомнив, что последователь пророка не может войти в церковь. Директор Центра географии религий Роман Силантьев в свою очередь заявил о «шантаже» и «угрозе для христиан». Растущее недовольство мусульманского сообщества по-прежнему остается одной из ключевых проблем. Оно касается всей мусульманской общины, в том числе и этнических мусульман, которые прошли через ассимиляцию, переселение и секуляризацию в советские времена.
Мусульмане не являются чем-то новым в России, несмотря на все утверждения некоторых православных националистов. Ислам появился в России в 1312 году с Золотой ордой, которая провозгласила его своей государственной религией. Следы этой эпохи все еще заметны на улицах столицы, некоторые из которых носят пришедшие из татарского языка названия. Тем не менее, в царскую эпоху многие мусульмане, которые хотели получить высшие государственные должности, приняли православие, хотя ни о каком массовом или принудительном переходе в христианство речи не шло. И все желающие могли продолжать исповедовать свою религию, в отличие от евреев, которые нередко были объектом репрессий. После революции 1917 года коммунисты повсеместно навязали государственный атеизм, в равной степени подавляя христиан, мусульман и иудеев.
Напряженность между религиями
В сентябре 1997 года правительство добилось принятия закона «О свободе совести и религиозных объединения» и ускорило процесс восстановления церквей, мечетей и синагог. В то же время крупные российские города и в первую очередь Москва, которая всего за несколько лет стала крупнейшим мусульманским городом Европы, испытали на себе значительный приток приверженцев ислама. И этот процесс породил напряженность между религиозными сообществами. Христиане опасаются терактов (особенно после взрывов в московском метро) и обострения ситуации на Кавказе, которая постепенно превращается в настоящую гражданскую войну. Мусульмане же недовольны недружелюбным, а иногда и открыто враждебным отношением православных, которые все больше и больше ударяются в прозелитизм. Беспокоятся они и своем будущем после отставки мэра Москвы Юрия Лужкова, который был очень близок к Совету муфтиев и с завидной ловкостью решал вопросы ислама в столице.
Сейчас все обстоит по-иному. 12 октября произошло столкновение между мусульманами и силами правопорядка, которые перекрыли проход в мечеть из-за матча, проходившего в расположенном неподалеку спортивном комплексе. Кроме того, жители района Текстильщики при поддержке националистических движений подписали петицию против строительства мечети в зеленой зоне и выиграли дело.
Некоторые наблюдатели уже начали бить тревогу. «Одно могу сказать точно – у нас мечетей до неприличного мало, - рассказал в интервью сетевому изданию «Взгляд» Алексей Малашенко. - Самое главное – не создавать мусульманских гетто. Если они появятся, вот тут нам мало не покажется. Мусульмане в Москве живут точечно. И это наше отличие от Лондона, Парижа, Стокгольма и так далее. И это нужно сохранить любой ценой».