Виталий Архангельский утверждает, что окружение губернатора Санкт-Петербурга стремится завладеть его компанией.
Его история многое говорит о правилах и атмосфере в российском бизнесе. 35-летний предприниматель Виталий Архангельский ввязался в утомительную борьбу, которой пока не видно конца.
16 ноября он был задержан в Ницце на основании поданного его страной запроса об аресте. Его обвиняют в уклонении от уплаты долгов его предприятия. Сам же он говорит об экспроприации, которую организовали банк «Санкт-Петербург» и городские власти.
Журналист Le Monde встретился с бизнесменом в Париже за несколько дней до его ареста. В настоящее время он находится в камере предварительного заключения и ожидает 25 ноября, когда апелляционный суд коммуны Экс-ан-Прованс должен вынести решение по его прошению об освобождении.
Виталий Архангельский занимает пост президента Oslo Marine Group (OMG), в которую в момент ее расцвета входило около пятидесяти предприятий. Транспорт, недвижимость, лес, медицинское страхование и туризм – молодой бизнесмен добился всего сам и везде достиг блестящих результатов. Особенно в портовой отрасли, которая является самой прибыльной сферой деятельности в нацеленном на крупные инвестиции регионе.
Так, под контролем OMG находится расположенный в 40 км от финской границы выборгский порт. До начала кризиса капитализация группы, по словам Архангельского, превышала миллиард долларов.
Успех предпринимателя вызывал у многих зависть. В 2006 и 2007 году в офисы его компании вламывалась милиция. Компьютеры конфисковали, а сотрудников пытались заставить дать свидетельские показания против начальника. Архангельский подал иск в суд, но работа его группы оказалась парализованной. Тем не менее, он попытался продолжить ее расширение, создав судоходную компанию. В 2008 году он взял кредит у банка «Санкт-Петербург» на покупку трех кораблей. В договоре был прописан пункт в возможности продления срока погашения кредита по истечению года и залог под приобретенные суда в случае невыплаты займа. Однако летом 2009 года банк ко всеобщему удивлению потребовал немедленной выплаты всех причитающихся ему средств. «Они решили заполучить все: акции, землю, счета, недвижимость, а затем продать их по низким ценам», - объясняет Архангельский.
Так началась партизанская война в судах. «Мы требуем выплаты 4 миллиардов рублей, - заявила официальный представитель банка Анна Бархатова. - Суд уже признал законность наших требований на 2,5 миллиарда. Это один из очень немногих наших клиентов, которые создают проблемы. Господин Архангельский воспользовался экономическим кризисом как предлогом, чтобы не платить то, что должен».
По словам адвоката предпринимателя Франсуа Амели (François Ameli), в договор о предоставлении кредита были впоследствии внесены изменения с помощью поддельных подписей, чтобы показать, что Виталий Архангельский и его супруга лично выступали поручителями в рамках соглашения. Два эксперта в России и во Франции поставили под сомнение подлинность этих подписей. 25 октября его французские адвокаты подали заявление в прокуратуру Ниццы о «подделке документов» и «попытке мошенничества в суде».
Прокурор Эрик де Монгольфье (Eric de Montgolfier) выскажется по поводу начала расследования после принятия судебного решения об экстрадиции. Виталий Архангельский намеревается использовать все возможные средства. «Речь идет о рейдерском захвате компании с высокой капитализацией, - уверен он. – Вместо того, чтобы купить нас, нас воруют с помощью поддельных документов, подчиняющейся любым приказам милиции и политизированных судов».
16 июня 2009 года предприниматель написал сообщение в блоге президента России Дмитрия Медведева. Заявив, что выступает в роли представителя всего среднего и малого бизнеса, он напомнил о своем патриотизме и многочисленных возможностях перебраться за границу, от которых он отказался, чтобы принять участие в развитии экономики своей родины.
Виталий Архангельский и его жена улетели во Францию, чтобы избежать преследований российских правоохранительных органов. Устроившись в Ницце вместе со своими двумя детьми, супруги подали в начале июля прошение о предоставлении им политического убежища.
Адвокаты Архангельского особо указывают на руководство банка «Санкт-Петербург», которое тесно связан с окружением губернатора Валентины Матвиенко. «Наш клиент стал жертвой решения задушить его бизнес, - утверждает адвокат Уильям Бурдон (William Bourdon). - Он расплачивается за приватизацию правосудия в его стране, что противоречит принципам правового государства и должно подтолкнуть французские власти ответить отказом на запрос об экстрадиции и предоставить ему политическое убежище».