Эксперт белорусского Института гуманитарных и экологических технологий Марина Богданович утверждает, что вопрос о планах Литвы по строительству АЭС в официальном информационном поле Белоруссии игнорируется. По ее мнению, вопрос строительства АЭС – "это вопрос выбора": "Если страна согласна на риски, потому что хочет жить более "хлебно", значит это право и дело граждан этой страны".
В Литве, Белоруссии и Калининградской области России власти каждой отдельно взятой страны собираются строить АЭС. Планы строительства АЭС в Белоруссии Литва подвергает критике. Что говорят и думают белорусы об атомной проблематике и планах Литвы по строительству атомной станции?
Как рассказала DELFI эксперт белорусского Института гуманитарных и экологических технологий Марина Богданович, в Белоруссии дела обстоят очень просто: решения принимаются и потом выполняются. После того, как было принято решение о строительстве АЭС в Белоруссии, в общественном поле, государственных СМИ стала всплывать тема энергетической безопасности в Беларуси, утверждения, что белорусы слишком много платят за газ, и из-за этого продукция, выпускаемая в стране неконкурентоспособна и т.д.
«В такой ситуации есть замечательный выход. Такой выход – строительство АЭС, – иронизириует Богданович, – поскольку это решит ряд проблем в белорусском обществе, экономике и энергетике. Это быстрое и правильное решение, и разом все будет замечательно».
По словам собеседницы DELFI, сигнал, который посылался белорусскому обществу, был очень правильно выстроен белорусскими трансляторами информации. «Включаешь утром радио и тебе говорят, что АЭС – это новые рабочие места, более высокие зарплаты, что страна будет более независимой. Рассказывалось о том, каких специалистов начинают учить в белорусских университетах, где они будут стажироваться, говорилось о том, что могут приехать и литовские специалисты», – говорила она.
В течение года, отмечает Богданович, очень плотно, практически ежедневно по ТВ и радио, в государственных СМИ говорилось о полезности этого проекта на фоне «президентского сопровождения, что нам нужно строить АЭС, и нужна независимость». В итоге была выбрана площадка, а процесс ее выбора был обстоятельно обоснован с научной точки зрения.
Когда перешли к обсуждению ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), на первых слушаниях Министерство охраны природных ресурсов Белоруссии показывало, по словам Богданович, серьезную позицию, говоря о заботе о людях и окружающей среде, выслушивались все мнения. Однако, когда ОВОС обсуждался уже в Островце, заключение независимых экспертов не дали раздать собравшимся на слушания людям. Когда ОВОС проводился в Литве, так же сложилось негативное мнение, на которое, однако, белорусские СМИ никак на это не отреагировали, говорит М.Богданович.
«Сейчас в Беларуси не рассматривается и не говорится о том, что АЭС будет, а, точнее, уже строится в Калининградской области, что литовцы будут ее строить, – говорит она. – Речи о строительстве АЭС в соседних странах не ведется».
Попытки экологов, общественных организаций передать гражданам Белоруссии иную информацию, отличную от информации белорусских властей, по словам Богданович, жестко пресекаются. Кроме того, она отмечает, что важно, к кому ты обращаешься.
«Если сравнивать граждан Белоруссии, Германии и Литвы в качественном понимании, то у них совершенно разное понимание своей ответственности в отношении к катаклизмам и решениям такого рода, как строительство АЭС. Белорусское общество качественно не готово, чтобы вмешиваться в процесс принятия таких решений», – утверждает М.Богданович.
По ее словам, практически все попытки проводить какие-либо акции экологов и общественных организаций заканчиваются провалом, не находят никакого сочувствия. То же самое, по словам М.Богданович, наблюдается и в Литве. «Недавно мы проводили несколько мероприятий с литовскими коллегами – то же самое, – разводит она руками. – Кликнуть клавишей в интернете «за» или «против» пару тысяч человек найдется, но прийти и постоять во время какого-нибудь мероприятия способно максимум человек двадцать».
О планах Литвы по строительству АЭС в Белоруссии вообще ничего не говорится, подчеркивает Богданович. В соседней стране, по ее словам, «замечательно работает мозговой центр, который принимает решения по поводу того, как освещать такие серьезные проблемы».
«Игнорирование – самый лучший и эффективный способ, – констатирует она. – Это не вызывает общественного обсуждения опять же потому, что люди не готовы качественно в этом принимать участие».
Белорусская партия «Зеленых» призвала президента Литвы Далю Грибаускайте уйти в отставку в связи с тем, что Литва, по их мнению, скрыла информацию об утечке на ИАЭС. СМИ Литвы мало уделили внимания этому вопросу, однако, как отмечает собеседница DELFI, в Белоруссии также мало кто обратил свое внимание на этот инцидент. «В Литве я прочитала четыре материала по этому поводу, ровно столько же я прочитала в Беларуси», – говорит она.
В одном из интервью DELFI, белорусский политик Андрей Санников заметил, что при нынешнем президенте Белоруссии строить АЭС небезопасно. Богданович считает, что это никогда не зависит от политической власти. «Это опасное производство, однако, я хочу заметить, что строительство АЭС – это вопрос философский, это вопрос выбора, – отмечает она. – Если страна согласна на риски, потому что хочет жить более «хлебно», значит это право и дело граждан этой страны».
Иными словами, есть ли риск для здоровья родных и близких в случае аварии на АЭС – это их выбор, и он не зависит от того, какая в стране политическая ситуация. «Все уже устали повторять, что 70% техногенных аварий происходит из-за человеческого фактора, а не технологического или политического», – продолжает она.
Дело, по ее словам, не в референдуме, а в том, что необходимо начинать публичные обсуждения проблематики строительства АЭС и их воздействия на окружающую среду на уровне экспертов – физиков, атомщиков, специалистов атомной отрасли, экономистов. «Но этого не происходит ни в Белоруссии, ни в Литве, ни в Калининградской области», – говорит Богданович.