Россия с гневом отреагировала на предложение запретить выдачу европейских виз 60 чиновникам, причастным к гибели юриста Сергея Магнитского, который скончался в прошлом году в московском следственном изоляторе.
Председатель Комитета по международным делам нижней палаты российского парламента Константин Косачев заявил, что это – «большевистские методы», добавив, что Россия может быть вынуждена «очень жестко реагировать», если предложенное воплотится в жизнь.
По его словам, такое давление может иметь «крайне негативные последствия для всего комплекса отношений России с Евросоюзом». Российское министерство иностранных дел также заявило, что речь идет о «прямом вмешательстве во внутренние дела суверенного государства и открытом давлении на судебные органы Российской Федерации».
Эти заявления были сделаны в ответ на решение Комитета Европейского парламента по международным делам, который проголосовал за то, чтобы добавить рекомендацию о запрете на выдачу виз в свой ежегодный доклад по правам человека. Эта рекомендация не обязательно будет воплощена в жизнь. Для начала в декабре ее должен одобрить полный состав Европейского парламента.
Страны Европейского Союза будут сами решать, вводить ли им санкции против 60 чиновников, говорит член финской делегации Хейди Хаутала (Heidi Hautala), активная сторонница предложения.
«Однако Европейский Союз должен показать, что настало время добиться правосудия для Магнитского, который, безусловно, выглядит жертвой российской судебной системы», - заявила она.
В список были включены 60 человек, в том числе высокопоставленные сотрудники российского министерства иностранных дел, следственного комитета прокуратуры и тюремной администрации, а также 12 судей. Комитет рекомендует запретить выдавать им визы и заморозить их зарубежные активы и банковские счета.
В этом он следует рекомендации сенатора-демократа от Мериленда Бенджамина Кардина (Benjamin L. Cardin), который в апреле попросил Госдепартамент запретить въезд в США чиновникам, входящим в так называемый «список Кардина».
Магнитский умер 16 ноября 2009 года. До этого он 11 месяцев находился в заключении по подозрению в мошенничестве с налогами. На момент ареста Магнитский работал юрисконсультом международного инвестиционного фонда Hermitage Capital Management, основатель которого Уильям Браудер (William F. Browder) находился в ожесточенном конфликте с российскими властями.
Браудер обвиняет российских чиновников в том, что они использовали его компании, чтобы похитить из государственной казны 230 миллионов долларов. На прошлой неделе в годовщину смерти Магнитского, сотрудники милиции заявили, что у них есть доказательства виновности скончавшегося юриста в хищении.
Хотя президент Дмитрий Медведев приказал расследовать смерть Магнитского, следствие, по-видимому, далеко не продвинулось.
Спикер верхней палаты российского парламента Сергей Миронов предупреждает, что, если европейские страны примут решение о санкциях, Россия может ответить на него схожими мерами.
«Обычно за такими мерами с другой стороны следуют меры зеркального характера. И Россия должна будет сделать то же самое: если вы не пускаете наших чиновников, то и мы прибегнем к таким же мерам, - сказал Миронов. - Это не те меры, к которым должны прибегать в Европе, и нужно идти другим путем в наших взаимоотношениях».