В будущее воскресенье в Молдавии состоятся выборы в парламент. Это еще одни досрочные выборы, так как несколько месяцев тому назад парламент Кишинева не смог выбрать президента республики, потому что ни один из противостоящих друг другу блоков (коммунистический и либерально-демократический, стремящийся к европейской интеграции), не сумел достичь необходимого большинства голосов, предписываемого Конституцией для избрания собственного представителя главой государства. Как известно, Молдавия — самая бедная и несчастная европейская страна, четверть территории которой (земля к востоку от реки Днестр с главным городом Тирасполь) в настоящее время занята вооруженными силами мощного и вызывающего страх русского соседа. Эти войска именуются «миротворческими», но они лишили граждан их румынской культуры, к которой принадлежит эта бывшая советская республика.
В этой странной предвыборной кампании, которая должна закончиться завтра, три основные политические партии страны говорили в основном о внешней политике, почти совершенно забывая упомянуть о внутренней, разрываясь между страстным желанием сближения с Европейским Союзом и призывами Москвы. Коммунистическая партия Молдавия под руководством «вечного» Владимира Воронина, с молодости входившего в состав коммунистической номеклатуры времен СССР, заявляет о своей уверенности в победе, опираясь на некоторые опросы общественного мнения, которые дали оценку в 38% голосов в ее поддержку. Конечно, в стране, где электрическая энергия нормирована, а жители целых селений не имеют питьевой воды, все опросы очень приблизительны.
«Если выиграют либерал-демократы, на Молдавии можно будет поставить крест, она будет поглощена Румынией», - заявляет в своих речах на общественных площадях основных городов страны лидер коммунистов, который объясняет, что судьба Молдавии связана с Москвой. Его цель — напугать избирателей, особенно старшего возраста, оплакивающих ушедшие советские времена. Тогда они были так же бедны, как и сейчас, но, по крайней мере, имели все необходимое для жизни, а советская пропаганда убеждала их , что они процветают.
Молодежь его вовсе не слушает и ищет любого удобного случая, чтобы бежать на запад. Они готовы подделать документы, чтобы иметь фальшивый румынский паспорт и стать гражданами соседнего Эльдорадо, то есть Европейского Союза. Девушки готовы быть даже проститутками, лишь бы оставить молдавский ад за плечами. На прошлой неделе с целью подавления национал-коммунистического реваншизма Румыния, подстегиваемая Брюсселем, заключила с Кишиневом так страстно ожидаемый договор о границах. В нем Румыния, недавний член Европейского Союза признала нерушимыми границы между двумя государствами, намеченные Сталиным на следующий день после румынской капитуляции во второй мировой войне, и зафиксировала общие таможенные правила. При историческом подписании договора присутствовали министр иностранных дел Румынии либерал-демократ Теодор Баконски и кишиневский премьер, либерал Влад Филат. Председатель Европейской комиссии Баррозу дал свое персональное одобрение договору.
Временно исполняющий обязанности главы государства и президента молдавского парламента либерал-демократ Михай Гимпу сурово раскритиковал участие Филата в подписании договора, заявив, что он узурпировал власть. Атмосфера нервозности царит в право-центристском альянсе, так называемом Союзе за Европейскую интеграцию, который вот уже год с половиной правит Молдавией. Она объясняется осознанием того, что и в воскресенье приверженцы вступления в Европейский Союз Филата и Гимпу не наберут большинства мест в парламенте, необходимого для избрания президента республики. Другой лидер либерал-демократов, Мариан Лупу уже говорит о правительстве национального единства и готов уверить коммунистов в замедлении курса на сближение с Брюсселем, в расширении международных отношений с Москвой и в менее тесных связях с Бухарестом. На самом деле, как это видно в заброшенном Кишиневе, молдаван больше всего интересует отмена виз в страны Европейского Союза, как это было сделано в отношении албанцев. Но пятнадцать первоначальных членов Европейского союза испытывают ужас при одной мысли об этом до такой степени, что грозят наложить вето на вхождение соседней Румынии в Шенгенское пространство, чтобы избежать нашествия молдаван, которые имеют братские корни с Бухарестом.