Корейский кризис показал, что Китай стремится править миром
Грязная выходка Северной Кореи, обстрелявшей мирное население, и крайне осторожная реакция Запада, ни на секунду не забывающего, что эта страна располагает ядерным оружием, высветили две истины, характеризующие сегодняшний мир.
Во-первых, наша планета остается таким же опасным местом, каким была во времена холодной войны.
Во-вторых, процессы и события, происходящие сейчас на Дальнем Востоке, имеют как никогда огромное значение.
Последние лет пятьсот мир принадлежал Западу; однако в течение уже нескольких лет ось власти стала сдвигаться на восток.
Готовы ли мы – в военном отношении, экономически, но, главное, психологически – примириться с этим непреодолимым геополитическим фактом?
Власть
Когда 20 лет назад удалось одолеть в холодной войне коммунистические советы, наставив себе немало синяков и шишек в этой жестокой, но, слава Богу, не разрушительной борьбе, длившейся несколько десятилетий, - западные страны дружно издали вздох облегчения.
Нам обещали более добрую, более мягкую планету, новый мировой порядок без кошмарного призрака ядерного уничтожения, а, напротив, с возможностью воспользоваться мирными дивидендами в результате снижения расходов на оборону.
От тупика взаимно гарантированного уничтожения мы, казалось, движемся к «просторному солнечному плато» мира на планете, о котором говорил Уинстон Черчилль.
Мыслитель Фрэнсис Фукуяма даже возвестил «конец истории», когда страны воспримут социальную демократию в новом мире под эгидой Америки.
9 сентября 2001 года со всем этим, конечно же, было покончено. Однако до сих пор, сколь серьезные атаки на США не предпринимала бы «Аль-Каида», фундаменталистскому исламу в технологическом, экономическом и военном отношении никогда и близко не подойти к тому, чтобы занять место Америки в качестве величайшей мировой державы.
Сегодня за достижение такого положения в мультиполярном мире борется Китай; растут акции Индии как экономической сверхдержавы; привлекают к себе внимание и Бразилия, Индонезия, Иран и Южная Африка. Даже разбитый в холодной войне враг – Россия – позвякивает оружием против своих соседей. Определенность холодной войны мертва. Сегодня мы имеем новый мировой беспорядок.
Двести лет назад Наполеон заметил: «Китай – это спящий великан. Когда он пробудится, мир содрогнется».
Ричард Никсон и Генри Киссинджер, посетившие в 1973 году в Пекин и открывшие миру «Срединное царство», всколыхнули Китай; с тех пор он так и не успокоился.
При этом за прошедшие десять лет Китай сделала серьезные успехи на пути к мировому первенству.
В 1990 году Китай обеспечивал 14% мирового производства. Сегодня эта цифра выросла до 37%.
Когда в 2007-2008 годах Запад вошел в полосу экономического спада, Китай и Индия продемонстрировали впечатляющее продолжение роста. Обогнав Японию, эти страны достигли рекордных скоростей развития, о чем издание Financial Times отозвалось как о «самом важном изменении баланса благосостояния и власти с тех пор, как в конце XIX века на мировой арене появилась Америка в качестве новой действующей силы».
Аналитики расходятся в установлении точной даты, когда ВВП Китая обгонит ВВП Америки: одни говорят, что это случится в 2020 году, другие – не ранее 2040; однако в том, что рано или поздно это произойдет, не сомневается никто.
Практически дня не проходит, чтобы не проявились новые реалии мира, вращающегося теперь вокруг Азии. На этой неделе адмирал Майк Маллен (Mike Mullen), председатель Комитета Начальников Штабов США, назвал роль Китая в северокорейском инциденте «абсолютно решающим… это очень важно для китайского лидерства».
Бомба с часовым механизмом
На саммите руководителей «большой двадцатки» в этом месяце китайское руководство и лидеры других азиатских стран порвали в клочья президента Обаму и его министра финансов Тимоти Гейтнера (Timothy Geithner), которые лишь слабо защищались; в немалой степени они смогли сделать это ввиду американского долга на сумму три триллиона долларов, дающего Китаю право контроля над ситуацией.
Китайцы могли бы за одну ночь уничтожить доллар, если бы только захотели – но сейчас это не в их интересах, ведь Америка – крупнейший импортер китайской продукции.
Недавно Обама призвал Индию занять место в Совете Безопасности ООН, что тоже указывает на новую мировую лигу власти.
Самый быстрый в мире суперкомпьютер, «Тианхе-1А» (Tianhe-1A), строится китайскими учеными. Подписываются контракты на огромные суммы с африканскими и южно-американскими странами, которые должны предоставить Китаю сырье, необходимое для поддержания процветания страны.
В этом году Citigroup заработала более трети своей общемировой прибыли, составившей 9 миллиардов долларов, в азиатских странах. Индийская компания Tata Motors выкупиша Jaguar и Land Rover.
А в будущем году Китай перегонит США и станет самым крупным в мире производителем.
Подъем Азии носит устойчивый характер и, по-видимому, поддерживается тяжелым положением США с их 9,5% безработицы и ЕС.
При огромном населении Китая и Индии, их обширных природных ресурсах, дешевой рабочей силе и впечатляющем базовом мастерстве, будущее принадлежит им.
49% американцев, указавших при проведении опроса в прошлом месяце, что они не ожидают, что Китай станет мировой сверхдержавой номер один, ждет горькое разочарование. Разумеется, у азиатских держав есть проблемы, с которыми их западным соперникам не приходится иметь дело. Политика «один ребенок в семье», которой придерживается Китай, сделала из него демографическую бомбу с часовым механизмом, единственным государством в мире, стремящимся к тому, чтобы численность стариков превысила численность молодого поколения.
Коммунисты могли гарантировать национальное единство, но недавно оформившиеся средние классы исторически испытывают возмущение политическим давлением, характерным для однопартийного государства.
В то же время практически викторианская сельскохозяйственная инфраструктура Индии нуждается в радикальном, безостановочном импульсе развития. Ее демократия, ее историческое наследие, во многом общее с западными странами, включая английский язык, делают конечную победу этой страны гораздо более привлекательной для Запада, чем победу Китая.
История показывает, что богатые нации, выходящие на авансцену истории, проецируют свою власть военными методами.
Китай и Индия уже проникли в космос; Китай уже имеет антиспутниковые системы вооружения.
У них есть и армия, насчитывающая 2,75 миллиона человек. Кроме того, они строят подводные лодки, самолеты-невидимки с малой ЭПР, они производят ультрасовременные беспилотные летательные аппараты, а также ракеты дальнего диапазона, способны отслеживать и топить авианосцы.
Иран создает ядерную бомбу, а Россия собирается до 2015 года потратить 27 миллиардов долларов на сооружение шести атомных авианосцев, восьми атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту и огромных арктических ледоколов. А Британия, тем временем, выводит из эксплуатации флагман своего Военно-морского флота Ark Royal.
Злосчастный мир
В 1956 году советский лидер Никита Хрущев заявил Западу: «Мы вас закопаем».
Однако у СССР не было никакой надежды похоронить капитализм, поскольку коммунистическая экономика не могла достигнуть конкурентоспособности со странами со свободным предпринимательством в обеспечении товаров и услуг по разумным ценам.
Учитывая этот урок, Китай запряг свободный рынок в свою по-прежнему коммунистическую идеологию, создав гибрид, который скоро действительно сможет закопать нас.
Перспектива господства беспощадной тоталитарной державы в мире, где будут жить наши дети и наши внуки, не радует.
Китай использует сегодня достижения, приведшие сначала Великобританию, а затем Америку к мировому господству, чтобы обогнать Соединенные Штаты Америки и Европу; однако среди них отсутствует один жизненно важный ингредиент: политическая свобода.
Англоговорящему миру не удастся уйти от логики этих бьющих по нервам событий.
Как сказано в псалтыре: «Величайшие империи земли прейдут».
Наше время нахождения на передовице истории истекает. Все, на что нашей угасающей западной цивилизации остается надеяться, - это что Индия опередит Китай в нынешнем соревновании.
2020 год. В этом году, как полагает ряд экспертов, валовый внутренний продукт Китая превысит ВВП Америки.