На прошлой неделе парламент принял законопроект 656 SE, более известный как закон о защите источников и предупредительных штрафах.
В знак протеста против этого документа нынешней весной крупнейшие газеты вышли в свет с пустыми первыми полосами. После этого беспрецедентного шага на миг возникло ощущение, что политики осознали, насколько деликатен и непредсказуем данный процесс.
Но ощущение оказалось обманчивым. Ведомство Рейна Ланга, Министерство юстиции, совершило несколько обманных маневров и заручилось поддержкой коалиционных партий. IRL был склонен к согласию ради ответной поддержки его предвыборной приманки — закона о защите долгов. В результате Рийгикогу 51 голосом принял закон, который может оказать на предпринимателей более мощное воздействие, чем они могут себе представить.
Отныне суды должны принимать в производство жалобу любого лица на других лиц, в том числе и на СМИ, комментаторов, администраторов сайтов или просто выступающих в публичном пространстве, если подающий жалобу каким-то образом ощущает, что задета его честь или достоинство.
Отныне любой спор на повышенных тонах может закончиться судебным разбирательством и штрафом за причинение морального ущерба, к которому может прибавиться зависящий исключительно от воли судьи т.н. упреждающий штраф.
Каким образом это касается предпринимательства? Для этого необходимо разъяснить, как в газетах создаются серьезные экономические статьи, которые рассказывают о коррупции при распределении госпоставок, взяточничестве, передаче заказов «своим людям», нотариальном мошенничестве и т.д. Они создаются на основе информации источников.
Страх перед разоблачением часто становится решающим фактором, удерживающим бесчестных коммерсантов и склонных к коррупции чиновников от темных делишек. Часто, но не всегда. Некоторые суда не боятся, считают, что партийные ячейки приручены с помощью субсидии, а с налоговиками можно договориться.
При этом разоблачающие публикации не всегда оказываются совершенными, т.е. на сто процентов исчерпывающими и юридически оформленными в стиле судебных решений.
Если бы это было так, то необходимость в суде и исполнительной власти просто отпала бы! Таким образом, совершивший бесчестный поступок задолго до того, как дело дойдет до суда, сможет выставить против обнародовавшего сообщения издания или частного лица иск на любую сумму.
Если читатель полагает, что данное обстоятельство не заставит редакторов задуматься о том, стоит ли вообще трогать данную тему, то он ошибается. Конечно, намного безопаснее писать о красивых домах деловых женщин или милых собачках политиков, а не правду, чтобы не напороться на гигантские штрафы.
Я не утверждаю, что это произойдет уже завтра, но ружье уже заряжено и повешено на стену. Что именно произойдет с ним в конце постановки, ясно любому театральному зрителю.