Опасения Партии коммунистов (ПКРМ), многих независимых наблюдателей, экспертов и представителей общественности подтвердились. На парламентских выборах в Молдавии была применена тщательно подготовленная система массовой фальсификации результатов. На это указывают многочисленные факты, о которых ежедневно сообщают активисты и сторонники ПКРМ, наблюдатели, и обычные граждане.
По предварительным данным в процессе фальсификаций использовались следующие методы.
1. Дополнительные списки. Впервые в Молдавии по этим спискам проголосовало беспрецедентное число избирателей — более 100 тыс. человек, в том числе около 50 тыс. в Кишиневе. На прежних выборах по дополнительным спискам людей голосовало в несколько раз меньше.
2. Признание недействительными бюллетеней, где отпечатался оттиск штампа из-за некачественных чернил.
3. Намеренная порча бюллетеней с голосом в пользу ПКРМ посредством проставления второго оттиска штампа.
4. Манипуляции с голосами избирателей на зарубежных избирательных участках.
5. Множественное голосование одними и теми же лицами на разных участках.
6. Зачисление голосов отданных за ПКРМ другим партиям, прежде всего ЛДПМ.
7. Прямой подкуп избирателей с помощью раздачи продуктов и денег.
Все это помимо административного давления, угроз и шантажа в адрес избирателей-сторонников ПКРМ.
Повторный подсчет голосов, который ведется Партией коммунистов, вскрывает и другие нарушения и отклонения от нормы. Некоторая часть фактов организованного грубого вмешательства в процесс выборов была систематизирована и изложена на брифинге представителей ПКРМ 30 ноября.
Сбор фактов свидетельствующих о массовой фальсификации выборов продолжается. Однако уже сейчас ясно, что мы впервые в истории Республики Молдовы столкнулись с явлением, когда власть, используя административные ресурсы, организовала вмешательство в избирательный процесс, и посредством разнообразных методов оказала влияние на результат, который представляется Центральной избирательной комиссией, как окончательный: ПКРМ — 39 %, ЛДПМ — 29, ДПМ — 12 и ЛП — 10.
По оценкам экспертов ПКРМ, которые основаны на изучении настроений избирателей, компетентных социологических опросах, а также косвенно, на результатах референдума 5 сентября, близкими к реальности должны были быть следующие результаты выборов: ПКРМ — 48-50 процентов; ЛДПМ — 20-22; ДПМ — 8-10; ЛП — 7-9 процентов.
Таким образом, суммируя все вышеизложенное, есть весомые основания предполагать, что в ходе выборов 28 ноября за счет голосов ПКРМ были увеличены результаты в первую очередь ЛДПМ. То, что мы наблюдаем сейчас, является логическим продолжением линии на искусственное создание из ЛДПМ партии власти через поглощение АМН, давление на ДПМ и искажение итогов парламентских выборов 28 ноября за счет голосов избирателей ПКРМ.
Оценки международных наблюдателей никого не должны вводить в заблуждение. Мне не раз приходилось быть свидетелем того, как наблюдатели от ОБСЕ и других международных организаций, признавали выборы "соответствующими демократическим нормам" в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и других государствах, в том числе после силового подавления протестов оппозиции, которые нередко сопровождались жертвами среди мирного населения. В то же время парламентские выборы 5 апреля 2009 г. в Молдавии признали демократичными более 3 000 наблюдателей, и это не помешало либералам, без всяких на то оснований, поставить их под сомнение.
Уже выявленные факты нарушений и фальсификаций на выборах 28 ноября носят массовый характер и ставят под угрозу сложившуюся в Молдавии демократию. Если безропотно, безвольно и молча принять официально объявленные итоги, это значит согласиться с прецедентом массового искажения итогов народного волеизъявления, которого в Молдавии никогда раньше не было.
В результате наша страна свернет с пути нормальной демократии, по которому движется уже 20 лет на путь формирования такой политической системы, при которой демократия, в том числе выборы, станут просто имитацией. При такой системе на любых выборах с помощью административного ресурса, больших денег и "грязных" технологий можно будет получить любой результат. В этом случае Молдова по праву станет в один ряд с некоторыми азиатскими и африканскими государствами, в которых создана система имитации свободных выборов с заведомо определенным результатом. Как правила такая система служит "демократической" декорацией для прикрытия авторитарных режимов.
Очевидно, что нынешняя власть оказалась неспособной обеспечить свободное волеизъявление граждан страны. Она оказалась неспособна провести нормальные, честные парламентские выборы и поддалась искушению повлиять на их результат, используя административный ресурс и "грязные" технологии.
На основания тех данных, которые сегодня становятся достоянием гласности, по итогам выборов приходится с сожалением констатировать факт полной дискредитации органов государственной власти.
Вся ответственность за последствия, которые могут наступить после того, как выявится полный масштаб фальсификаций на выборах, ляжет на правящий (пока еще) Альянс за европейскую интеграцию.