Основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж (Julian Assange) намерен разоблачать секреты Китая и России также, как и Соединенных Штатов. Кроме того, он считает, что Хиллари Клинтон должна уйти в отставку, если она дала указание дипломатам принимать участие в шпионаже.
«Клинтон должна подать в отставку, если можно будет доказать, что она несет ответственность за данное американским дипломатическим сотрудникам указание осуществлять шпионское наблюдение за деятельностью ООН, что противоречит международным соглашениям, под которыми стоит подпись США», - заявил он в интервью журналу Time, появившемся вчера вслед за публикацией секретной переписки американских дипломатов, вызвавшей большое замешательство в этой стране.
Ассанж дал это интервью по системе Skype из неназванного места, так как Интерпол уже выдал ордер на его арест на основании выдвинутых против него Швецией обвинений в изнасиловании, которые его адвокат характеризует как травлю и как кампанию по дискредитации.
Бывшие участники проекта WikiLeaks критикуют Ассанжа за его маниакальную зацикленность на критике Соединенных Штатов. В ответ на это он заявил, что такие страны с недостаточной транспарентностью как Китай и Россия обладают самым большим потенциалом для того, чтобы там были проведены реформы при помощи тайных информаторов (whistleblowers).
«Мы убеждены, что самым большим потенциалом реформ обладают закрытые общества», - подчеркнул он. Он также отметил, что часть китайского руководства и спецслужб «очень боятся, судя по всему, свободы слова», однако, по его мнению, «это оптимистический симптом, так как это означает, что слова все еще способны вызывать реформы».
Он добавил: «Журналистика и литературные произведения способны вызывать изменения, вот почему китайские власти так боятся их».
Ассанж считает, что такие страны как Китай легче реформировать, чем Соединенные Штаты или Соединенное Королевство, которые до такой степени связаны различного рода контрактными обязательствами, что политические изменения, судя по всему, не вызывают экономических изменений. Другими словами, это означает, что политические изменения в конечно итоге не приводят к изменениям».
Признавая важность секретности, Ассанж заявил, что следует скрывать данные об источниках, но секретность, по его мнению, «не должна использоваться для того, чтобы скрывать злоупотребления».
От подчеркнул, что разоблачение злоупотреблений может привести к позитивным изменениям в странах и организациях. «Перед ними один из двух выборов… - реформировать себя таким образом, чтобы гордиться содеянным и быть гордым, демонстрируя это общественности» или «внутренне закрыться и разлагаться изнутри (balkanise), и в результате, конечно, они уже не смогут быть такими же эффективными, как это было раньше. По моему мнению, это очень хороший результат, так как организации могут быть либо эффективными, открытыми и честными, или они могут быть закрытыми, конспиративными и неэффективными».
Говоря вновь о США, Ассанж отметил, что, по его мнению, американское общество «становится все более закрытым», а его «относительная степень открытости достигла, вероятно, своей высшей точки примерно в 1978 году, и с тех пор, к сожалению, она все время сокращается».
Что касается обвинений в том, что он выставил США как силу, способную нанести ущерб мировому сообществу, то Ассанж отметил, что подобная точка зрения лишена «необходимой тонкости».
«Я не думаю, что США являются исключением, если судить на основании мировых стандартов. Скорее, это очень интересное дело как с точки зрения злоупотреблений, так и с точки зрения некоторых основополагающих принципов».
Ассанж сообщил, что средства массовой информации проявили огромный интерес к опубликованной WikiLeaks дипломатической переписке.
«Проведенный средствами массовой информации тщательный анализ, а также их реакция столь огромны, что это, на самом деле, ограничивает нашу способность все это осознать, - отметил он, - и сопровождается значительной переоценкой взглядов относительно многих стран».
Ассанж также слегка коснулся вопроса о том, почему портал WikiLeaks в качестве партнеров для публикации файлов выбрал традиционные издания, а не любителей-блогеров, как того можно было бы ожидать. В 2006 году «мы полагали, что аналитическую работу будут проводить блогеры и те люди, которые пишут статьи для Wikipedia и так далее», - отметил он.
Но «когда люди пишут политические комментарии в блогах или в других социальных медийных ресурсах (social media), то, как показывает мой опыт, их задача, за некоторыми исключениями, состоит не в том, чтобы показывать правду обществу».
«Скорее всего, их цель состоит в том, чтобы позиционировать себя среди своих коллег по любому актуальному вопросу. Самый эффективный и самый экономичный путь для этого состоит в том, чтобы просто взять темы, которые уже создали для себя целевую рыночную аудиторию (marketable audience), и сообщать, поддерживают ли они эту интерпретацию, или нет».
Теперь, по его мнению, аналитическая работа «проводится профессиональными журналистами, с которыми мы сотрудничаем, а также профессиональными активистами правозащитного движения. Эта работа не осуществляется более широким спектром сообщества». Социальные сети служат в качестве усилителей, а также в качестве важных источников материалов, поскольку WikiLeaks пользуется теперь большей известностью, добавил он.