По словам некоторых источников, высказывания которых цитируются в материалах Wikileaks, публикация американских дипломатических телеграмм на этой неделе может воспрепятствовать способности американских дипломатов выполнять одну из главнейших функций — добывать реальную информацию о зарубежных странах.
«Больше никто [из моих коллег] не общается с американцами — теперь я понимаю, почему, — говорит человек, чьи цитаты на тему внутреннего устройства российской политики, в которых время от времени проскальзывали критические отзывы о представителях власти, присутствовали в американских телеграммах, опубликованных на сайте WikiLeaks. — Абсолютно непонятно, во что это все выльется для меня».
Большую часть работы дипломатов составляет выстраивание доверительных отношений с представителями властей, с близкими к правительству экспертами и остальными фигурами, способными предоставить полезную информацию о политике и персоналиях правительств зарубежных государств. Подобный способ добычи информации может играть особенно важную роль в таких государствах, как Китай и Россия (которые обладают огромным весом на международной арене часто, но чья политика и официальные заявления зачастую непрозрачны). Полезен он и во всех других странах — от Средней Азии и Африки до Латинской Америки — где разногласия в обществе могут подвергаться замалчиванию.
На данный момент опубликовано лишь несколько сотен из 251287 телеграмм, оказавшихся в распоряжении WikiLeaks. Нынешние и бывшие американские дипломаты говорят, что потери, к которым может привести раскрытие документов, предсказать невозможно. Некоторые из них беспокоятся, что отчеты о беседах, которые проводились, как предполагалось, сугубо в частном порядке, могут подорвать доверие к американским дипломатам. Они боятся, что это могло заставить потенциальные источники отказаться от встреч с американскими дипломатами вообще, или же перестать общаться с ними откровенно.
«Теперь люди будут с большей осторожностью относиться к тому, что они говорят», — считает Кеннет Джаррет (Kenneth Jarrett), который 26 лет проработал в дипкорпусе США, в том числе на высоких постах в Пекине, Шанхае и Сингапуре. По его мнению, недостаток откровенности может оказаться губительным, если принять во внимание, что «вся суть-то и заключается в том, чтобы пробиться через официальные слова министерства иностранных дел и уловить реальное направление мыслей иностранных правительств».
Публичные попытки политиков сохранить свое лицо не прекращались в среду, когда госсекретарь Хиллари Клинтон прибыла в Казахстан для того, чтобы принять участие в саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Ставшие достоянием гласности частные, как предполагалось, разговоры, не обошли стороной многие из 56 стран-участниц ОБСЕ — от России до Турции.
«Беспокойства по поводу того, что в перспективе какая-либо страна не будет продолжать работать с нами и обсуждать вопросы, которые важны для нас обеих, никто не высказывал», — сказала Клинтон, появившись перед журналистами вместе с министром иностранных дел Казахстана Канатом Саудабаевым.
Страна-организатор пострадала от ряда наиболее нелицеприятных телеграмм, в которых описываются роскошные виллы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, зажигательные танцы премьер-министра Карима Масимова в ночном клубе под названием Chocolat, а также склонность министра обороны страны расслабляться в стиле «homo sovieticus» — то есть напиваться до невменяемого состояния.
Кроме того, телеграмма, датированная 2008 годом («Образ жизни руководства Казахстана») описывает вечеринку, которая была организована в 2007 году по случаю 41-летия зятя Назарбаева, Тимура Кулибаева, на которой пел Элтон Джон, получивший за выступление 1 миллион фунтов стерлингов (1,6 миллиона долларов). В ней также упоминается покупка Кулибаевым вилл стоимостью в несколько миллионов долларов на средиземноморском побережье Турции для своих друзей. Представители Джона на просьбу дать комментарии не откликнулись.
Саудабаев, который, как описывается в одной из телеграмм, устраивал для дипломатов ужины с бешбармаком в совдеповском стиле в доме металлургического магната-милиардера конкретные детали комментировать не стал. Однако он назвал утечки «нормальной ценой, которую нужно иногда платить, в то время как мы ведем нашу работу». Саудабаев добавил, что утечки никак не повлияют на американо-казахстанские отношения.
Другие фигуры, чьи цитаты приводятся в телеграммах, уверяют, что продолжат работать с американскими дипломатами в обычном режиме, так как содержание опубликованных документов до уровня государственной тайны, как правило, не доходит, и зачастую являет собой широко высказываемые мнения. Другие представители дипломатических кругов отмечают, что лица, участвующие в подобных беседах, как правило, воздерживаются от излишней болтовни. «Даже самые откровенные собеседники практикуют своего рода самоцензуру, — говорит Уильям Маккэхилл (William McCahill), бывший поверенный в делах посольства США в Пекине, а ныне вице-председателе шанхайской исследовательской фирмы Pacific Epoch. — Я думаю, публикации могли бы вызвать легкое похолодание, но вряд ли стоит говорить о каких-то реальных и долгосрочных ухудшениях отношений».
Кто-то предпочел возложить вину не на действующих американских дипломатов, а на WikiLeaks. Министерство иностранных дел Сингапура заявило, что «испытывает глубокое беспокойство по поводу ущерба от действий WikiLeaks», добавив, что «крайне важно защищать конфиденциальность дипломатической и официальной корреспонденции».
Это заявление, опубликованное на сайте министерства, появилось в ответ на телеграмму, в которой были описаны прошлогодние частные беседы бывшего премьер-министра Ли Куана Ю с высокопоставленным американским дипломатом. Телеграмма гласит, что Ли, который и в возрасте 87 лет остается весьма влиятельной фигурой в Сингапуре, описал руководство Северной Кореи как «кучку психопатов во главе с «обрюзгшим старпером», который мотается по стадионам, требуя низкопоклонства».
Некоторые сингапурцы выражают опасения, что в ответ на эти замечания Северная Корея предпримет ответные меры, направленные против богатого города-государства. Один из читателей сингапурского новостного портала The Temasek Review, написал на сайте: «Ли Куан Ю сошел с ума или впал в старческий маразм? Сделав такие замечания, разве он не боится, что Северная Корея предпримет какие-то меры против нас?»
В числе лидеров, информация о которых содержится в опубликованных WikiLeaks документах, присутствует и президент Азербайджана Ильхам Алиев. В ходе единственной беседы с заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом (William Burns), состоявшейся в феврале 2010 года, рассчитывая на конфиденциальность, он высказал компрометирующие комментарии по поводу трех своих сильнейших соседей — России, Турции и Ирана.
В телеграмме приводится описание Алиевым российского президента Дмитрия Медведева как человека, неспособного принимать решения без одобрения от премьер-министра Владимира Путина и его высказывание, что Иран «может взорваться в любой момент». Кроме того, в тексте телеграммы Алиев признается «в своей неприязни к правительству Эрдогана в Турции, подчеркивая «наивность» его внешней политики».
Пресс-центр Алиева выступил с полным отрицанием приписываемых ему высказываний. «Комментарии не отражают действительности и абсолютно безрассудны. Эти материалы являются неприкрытой провокацией, цель которой — подорвать отношения Азербайджана с соседними государствами и посеять недоверие между главами государств», — говорится в заявлении.
«Американским дипломатам теперь будет очень трудно найти собеседников в Азербайджане не только из числа руководителей страны, но и среди госчиновников, законодателей и прочих», — сказал Расим Мусабаев, недавно избранный в азербайджанский парламент как независимый кандидат.
Госчиновники, функционирующие в относительно закрытых политических системах, могли серьезно подпортить себе карьеру, делая в беседах с иностранцами заявления, которые противоречат политической линии правительства, а также подвергнуться более серьезным наказаниям за замечания, содержащие, скажем, критику представителей высшего руководства страны или их семей.
В одной из телеграмм, опубликованных на этой неделе, датированной августом 2009 года, речь идет о беседе одного американского политика с Ли Гофу — экспертом по Ближнему Востоку Китайского института международных исследований, который напрямую связан с Министерством иностранных дел Китая. Согласно телеграмме, Ли высказал предположение, что США заключили с Ираном тайное соглашение, позволив ему ограниченные операции по обогащению урана в обмен на более тщательный международный надзор и отказ от поддержки ХAMAC и «Хезболлы».
Ли говорит, что немало удивился, встретив свое имя в опубликованных телеграммах, и считает, что это может пойти во вред будущей работе американского посольства. В телефонном интервью он сказал, что не планирует прекращать общение с американскими дипломатами, и не думает, что его личные высказывания конфиденциальны, если они подверглись публикации.
«Я лишь беспокоюсь о том, что это может внушить некоторое беспокойство моим источникам, — говорит он. — Ведь, в конце концов, следует полагать, некоторые беседы между мною и моими друзьями из дипломатических кругов, не должны становиться общественным достоянием».
WikiLeaks предприняла меры для того, чтобы скрыть имена ряда лиц, упомянутых в телеграммах, однако сделано это было несколько бессистемно.
В телеграмме из посольства США в Пекине, датированной апрелем 2009 года, цитируются слова китайского чиновника, заявляющего, что Северная Корея, близкий союзник Китая, «вела себя как испорченный ребенок», чтобы привлечь внимание Вашингтона. Эксперты говорят, что подобное мнение широко бытует в правительственных кругах Китая, однако никогда не высказывалось публично.
В версии, опубликованной на сайте WikiLeaks, имя чиновника было отредактировано. Однако британская газета The Guardian, входившая в пятерку СМИ, получивших доступ к телеграммам, напечатала неотредактированную версию, приписывающую эти высказывания заместителю министра иностранных дел КНР Хэ Яфэю. Правительство Китая конкретные детали телеграмм комментировать не стало.
В то же время независимых экспертов и представителей оппозиции из некоторых стран приписываемые им в телеграммах слова нисколько не обеспокоили, так как они вторят их публичным заявлениям.
В одной из телеграмм цитируется высказывание главного редактора журнала Московского центра Карнеги Маши Липман, в котором премьер-министр России Владимир Путин характеризуется как «единственный арбитр в вопросах перераспределения активов и собственности в России». «Что ж тут нового? — говорит она. — Я повторяла это множество раз».
В работе над статьей принимали участие Патрик Барта (Patrick Barta) и Сью Фэн (Sue Feng).