В России, куда ни кинь, всюду коррупция, взять ли сотрудников дорожно-патрульной службы, которые пытаются стрясти с автолюбителей сотню-другую, или высокопоставленных правительственных чиновников, у которых аппетиты покруче, и требуют они, по жалобам бизнесменов, взяток в миллионы долларов или отката. Так что разоблачительные заявления дипломатических донесений WikiLeaks нисколько не удивляют тех, кто хорошо знаком с положением дел в стране.
В соответствии с индексом «восприятия уровня коррупции», который публикует Transparency International, Россия — наиболее коррумпированная из стран с развитой экономикой. В этом списке она занимает 154 место из 178 стран, уступая даже Гаити, Пакистану и Зимбабве.
Как полагают американские дипломаты, лица в верхних эшелонах власти в России, в их числе сам премьер-министр Владимир Путин, нажили свое состояние незаконным путем, о чем и заявляется в донесениях. Представитель Путина, Дмитрий Песков, сказал, что, даже будь эти документы подлинны, все равно это «мусор» и «чушь», впрочем, ничего нового в них, опять-таки, не содержится. Премьер-министру уже доводилось опровергать подобные заявления в прошлом, когда аналитики утверждали, что он скопил себе целое тайное состояние, но держит деньги в Европе; или что на самом деле именно ему принадлежат акции различных российских компаний на общую сумму во многие миллиарды долларов.
Песков заявил, что в этих донесениях муссируются старые слухи; это верно, в столице давно шушукаются о том, что высшие кремлевские чины в столице неплохо наживаются на государственных контрактах. Ходят слухи об оффшорных банковских счетах, о тайных виллах, об огромных откатах в пользу самых высших правительственных чинов; впрочем, все это невозможно проверить. Из донесений, опубликованных на этой неделе, явствует, что американские дипломаты, похоже, действуют наугад — вряд ли у них действительно есть доступ к высшим фигурам в российском обществе; в большинстве случаев они опираются на мнение политических аналитиков и представителей оппозиции.
Бывший посол Великобритании в Москве, сэр Тони Брентон (Tony Brenton) заявил представителям BBC, что, по его мнению, обвинительное заключение о «мафиозном государстве», — это выражение американские дипломаты позаимствовали у одного испанского сотрудника прокуратуры — звучит «зловеще». Однако, по его словам, не вызывает сомнений тот факт, что коррупция пронизывает всю общественную систему в России, вплоть до самых верхних ее слоев. «В России многие весьма высокопоставленные люди не гнушаются преступными методами», — заметил он.
Но оставим непрозрачные кремлевские стены, крепко хранящие тайны; заявления о коррупции в правительственных учреждениях и правоохранительных органах много легче поддаются проверке. Общеизвестно, что большинство сверхбогатых людей в России в 1990-е годы, для того, чтобы разбогатеть и обеспечить свою безопасность были вынуждены сотрудничать с криминальными группировками, хотя бы тайно. Магнату Олегу Дерипаске, одному из самых богатых людей России, было даже отказано во въездной визе в США из-за подозрений о его связях с организованной преступностью.
Рыльце в пушку и у Михаила Ходорковского, бывшего владельца «Юкоса», последние семь лет находящегося за решеткой, а ныне ставшего флагом демократической оппозиции. Бывший руководитель корпорации British Petroleum, Лорд Брауни (Lord Browne) в своих недавно опубликованных мемуарах делится воспоминаниями, как олигарх хвастался «своим умением устроить так, чтобы нефтяным компаниям не приходилось платить слишком большие налоги» и «как он держит под контролем многих влиятельных людей».
В Москве бизнесмены уже давно жаловались, что невозможно осуществить ни один масштабный проект без благословения (с последующим финансовым вознаграждением) Елены Батуриной, самой богатой женщины страны и жены Юрия Лужкова, бывшего мэром столицы вплоть до увольнения в сентябре этого года. Сообщения из посольства США о жизни в столице живописуют «пирамиду коррупции» с Еленой Батуриной во главе. Она все подобные заявления отрицает.
Полиция и прочие правоохранительные учреждения тоже не брезгают взятками. Год назад умер, находясь под стражей, адвокат Сергей Магнитский — он был арестован по нераскрытому делу о мошенничестве с государственными деньгами на суммы в миллионы долларов, которое координировало Министерство внутренних дел. Внизу этой пирамиды сотрудники правоохранительных органов среднего ранга вымогают деньги у бизнесменов за «защиту» их предприятий, а рядовые милиционеры обирают иммигрантов, у которых не все в порядке с документами.
Почти всем российским и иностранным бизнесменам, в каком бы секторе столицы они ни работали, есть чем поделиться на эту тему. Владелец небольшой гостиницы в Москве рассказывает, что гостям столицы бывает сложно найти дорогу к его заведению. «Мы бы расставили указатели, но ведь мы знаем, чем это кончится: пожалует с визитом милиция, потом местные рэкетиры, — любая организация, отвоевавшая себе место под солнцем, — и каждая затребует свою долю».
В тех редких случаях, когда официальных лиц привлекают к судебной ответственности за коррупцию, это чаще всего происходит не из стремления к торжеству справедливости, а потому, что данное лицо в чем-то «провинилось» или стало «неудобным» кому-то еще более могущественному. Так случилось с тем же Лужковым. Многие годы все шептались о процветавшей при нем чудовищной коррупции, в которой активно участвовали он и его жена; но открыто об этом было сказано на государственном телеканале только после того, как Кремль решил заменить его на этом посту.