Интервью с историком, советологом и экспертом по России Анджеем Новаком (Andrzej Nowak) – профессором Ягеллонского университета
- В интервью CNN премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин грозил расширением ядерного арсенала России, в случае, если она не будет включена в совместную с Западом систему противоракетной обороны. Как вы оцениваете это выступление?
- Премьер Путин подтверждает свой образ, который, как представляется, емко характеризует термин из утечки WikiLeaks – «альфа-самец» – фигура, которая хочет казаться доминирующей в любом контексте. Произнесенные премьером Путиным слова о необходимости разделения ответственности за мировую безопасность с Западом помещают несколько гротескное, постоянно возобновляемое потрясание шашкой в контекст, который может не только смешить, но должен вызывать беспокойство. Он должен беспокоить тех, кто может оказаться в этой сфере ответственности России. Ведь слова Владимира Путина касаются, прежде всего, стран, в которых теоретически могли бы быть размещены элементы оборонительной структуры Североатлантического альянса. То есть, таких стран, как Польша, Чехия и другие государства на восточных рубежах НАТО. По-видимому, российский премьер хочет намекнуть, что эти страны находятся на границе или даже внутри сферы ответственности России, а не являются полноправными членами НАТО, и эта организация может принимать за них решения об их безопасности.
- Когда журналист Ларри Кинг (Larry King) процитировал обнародованное WikiLeaks высказывание американского министра обороны Роберта Гейтса (Robert Gates), что в России «нет демократии, а страной руководят спецслужбы», Путин ответил, что сам Гейтс был когда-то главой разведки и в связи с этим он не является самым лучшим специалистом по демократиии.
- Владимир Путин – это человек с такой, какая у него есть, а не иной биографией, с таким балансом достижений в сфере демократизации России в роли президента, а после премьера, каким он обладает... [...]
- Может быть, время грозного Путина уже уходит, а к управлению приходит Дмитрий Медведев – политик, выглядящий, современным и либеральным?
- Это скоро прояснится. Решение о том, кто станет новым президентом Российской Федерации, будет объявлено самое позднее в течение двенадцати месяцев. Ведь этот выбор совершается не гражданами, а очень узким кругом властной элиты, в которой, как кажется, самой важной персоной остается Путин. Если Дмитрий Медведев будет «назначен» на следующий срок, это, возможно, будет означать усиление независимой позиции этого политика. Если же Владимир Путин вновь непосредственно и официально возьмет все бразды правления в свои руки, это значит, что Медведев был лишь марионеткой для кратковременного использования. Так что я предлагаю подождать еще несколько месяцев, и все прояснится.
- Путин резко критиковал США за задержку в ратификации договора о сокращении стратегических наступательных вооружений России и США.
- Слова о ратификации договора по СНВ адресованы, без сомнения, американским политическим элитам, это своеобразный намек, чтобы этот договор был ратифицирован как можно быстрее, так как Путин опасается, что решение этого вопроса может перейти в руки нового состава Конгресса, а тогда вся эта пророссийская (поскольку только так ее можно назвать) политика президента Обамы, включая и договор по СНВ, может быть подвергнута сомнению. Поэтому Путин настаивает на том, чтобы сейчас, как можно быстрее ратифицировать этот договор. Однако я надеюсь, что американские политические элиты позволят принять решение по этому вопросу новому составу Конгресса.
- Но министр иностранных дел Радослав Сикорский (Radosław Sikorki) недавно поддержал договор по СНВ в американских СМИ...
- Бедный министр Сикорский пытается смыть с себя пятно человека однозначно связанного со старой политической командой в Вашингтоне, с командой Джорджа Буша, которое довольно сильно приклеилось к нему по ту сторону океана. Я напомню, что он был очень активен в структурах, созданных неоконсервативной администрацией. Как в отношениях с Россией он пытается смыть с себя пятно своих высказываний, таких, как сравнение строительства газопровода «Северный поток» с пактом Молотова-Риббентропа, так и здесь он пытается зарекомендовать себя как политика, который в любой момент может сменить политическую ориентацию с республиканской на демократическую. Я считаю, что министр Сикорский одинаково «надежен» как в отношении России, так и в отношении новой вашингтонской администрации.