Спокойно в тишине читаешь статью в интернете или смотришь видео. Дочитаешь, решишь, что это важно, и посмотришь на комментарии, чтобы узнать, что об этом вопросе думают другие. И сразу же найдешь его: среди десятков нормальных мнений прячется тролль.
«Сколько еще СМИ будут мусолить эту скучную историю?», «Эти парни мошенники», «С твоим идиотизмом и правда надо считаться», «Тащим этих тупых идиотов с промытыми мозгами одного за другим и пытаемся так изменить мир».
Так выглядят комментарии троллей, сплошь от анонимных авторов, которые дали себе волю после прочтения статьи CNN о спасении чилийских шахтеров. Всевозможные троллевские вариации комментариев – естественное явление, пожалуй, каждой дискуссии в интернете.
Троллинг, который определяют как публикацию возмутительных, оскорбительных или провокационных комментариев на публичных форумах, - проблема такая же старая, как и сам интернет, хотя ее корни уходят в гораздо более далекое прошлое. Уже в четвертом веке до рождества Христова Платон затронул тему анонимности и морали в своей притче о кольце Гига.
Интернет-послания от умерших
Этот волшебный перстень дарил своему хозяину невидимость, и Платон заметил, что даже обычно порядочный человек, получив такое кольцо, становится злодеем, потому что он знает, что его не поймают. Мораль, утверждает Платон, рождается в полном раскрытии; не будь ответственности за поступки, мы бы все вели себя неправильно.
Кажется, что это прямо про сегодняшних анонимных троллей. Когда семнадцатилетняя Алексис Пилкингтон (Alexis Pilkington) из Лонг-Айленда в начале этого года покончила с собой, на ее веб-страницу слетелись тролли и выложили там фотографии петель, понаписали неприятные намеки на повешение и другие полные ненависти комментарии.
Еще более известный случай – история восемнадцатилетней Николь Кэтроурас (Nicole Catrouras), которая в 2006 году погибла в автокатастрофе в Калифорнии. В интернете появились фотографии ее страшно изуродованного тела, анонимные тролли создавали фальшивые страницы, посвященные ее памяти, а некоторые посылали ее родителям электронные письма с фотографиями тела их дочери, причем в теме писем значилось: «Привет, папочка, я все еще жива».
Исследования по психологии снова и снова доказывают, что анонимность способствует неэтичному поведению. Агрессия на дорогах выходит наружу в относительной анонимности автомобиля. В он-лайн мире, который может предложить тотальную анонимность, эффект еще сильнее. Люди (в том числе и добрые обычные граждане) в сети часто радикально меняют свое поведение. Для этого явления даже существует специальный термин - online disinhibition effect.
Некоторые форумы и интернет-сообщества ищут способы, как этому противостоять. Блог Engadget, специализирующийся на статьях о новых популярных технологиях, в феврале на несколько дней закрыл свою систему комментариев из-за того, что после статьи об iPad он стал мишенью для канонады троллевских комментариев.
Закона для троллей мало
Многие жертвы ищут помощь в законодательстве. Во всех штатах Америки сегодня есть законы о терроризировании и домогательстве, которые определенно касаются и электронной формы коммуникации. Бывшая модель Лискула Коэн (Liskula Cohen) в прошлом году убедила судью в Нью-Йорке, что он должен заставить компанию Google раскрыть имя анонимного блоггера, который, как она считала, оскорбил ее. Потом модель подала на блоггера в суд. В прошлом месяце еще одна бывшая модель Карла Франклин (Carla Franklin) убедила суд в том, что компания YouTube должна раскрыть тролля, разместившего на упомянутом сайте оскорбительное замечание о ней.
Однако закон сам по себе не может полностью обезоружить интернет-троллей. То есть, те, кто предоставляет контент, платформы социальных сетей и страницы сообществ, должны сделать свою часть работы – пересмотреть нынешние системы комментариев пользователей таким образом, чтобы они отбивали желание оставаться анонимным или просто не допускали этого.
Например, агентство Reuters сообщило, что оно начнет блокировать анонимные комментарии и просить пользователей регистрироваться через имя и адрес электронной почты, чтобы ограничить «невежливое поведение».
Кто-то может сказать, что если пользователи интернета больше не смогут оставлять анонимные комментарии, это будет означать вмешательство в их личную жизнь и нарушение свободы высказываний. Однако до наступления эры интернета анонимность была редкостью. Когда кто-то говорил публично, общественность естественным образом могла видеть, кто говорит.
Еще кто-то отметит, что не существует способа действительно избавиться от анонимности в интернете. Имена и адреса электронной почты можно, в конце концов, подделать. И многие даже под своим настоящим именем пишут грубые и оскорбительные вещи.
Конкурс комментариев
Однако создание препятствий для публикации плохих комментариев – это еще только первый небольшой шаг. Грамотно продуманные форумы еще должны способствовать появлению продуманных и ценных комментариев, а комментарии троллей должны уйти в небытие. Технологический блог Gizmodo на новых форумах вводит «конкурсы»: несколько первых комментариев от одного человека должен одобрить модератор или надежный пользователь, и только после поверки качества комментарии смогут увидеть все остальные на форуме. Пройдя через этот конкурс, участники дискуссии потом уже могут свободно высказывать свое мнение. А если со временем их комментарии произведут впечатление на надежных пользователей, их тоже смогут повысить до ранга надежных комментаторов, чьи посты располагаются на более выгодном месте.
Disqus, платформа для блоггеров, экспериментирует с возможностью предоставлять пользователям право оценивать посты друг друга, эти оценки попадают в глобальную систему рейтинга Clout. Потом модераторы могут использовать баллы Clout для того, чтобы «помочь отделить лучших комментаторов от троллей».
На Facebook, где я работаю над развитием системы публичных комментариев, мы пытаемся воспроизвести общественные нормы реального мира, делая акцент на человеческих свойствах дискуссии. Фотографии, настоящие имена и краткие биографии («Джон Дое из Лексингтона») мы размещаем рядом с публичными комментариями, чтобы создать некий первоначальный уровень ответственности.
Facebook побуждает вас делиться своими комментариями с друзьями. И хотя у вас есть возможность снять эти настройки, вы отдаете себе отчет в том, что все, что вы скажете, могут увидеть ваши знакомые. Это работает как мощное средство, мешающее вести себя, как тролль.
Очеловечим тролля
Этот тип общественного давления работает, потому что большинству троллей в конечном счете не хватило бы смелости сказать человеку в глаза и половину того, что они анонимно пишут в интернете.
Вместо того, чтобы ждать, когда изменится человеческая сущность, давайте сдерживать плохое поведение, выступая и продвигая ответственность. Те, кто отвечает за контент, сделайте анонимные комментарии невозможными. Чистите свои комментарии и форумы. Пытайтесь использовать систему комментариев для того, чтобы улучшить качество участия пользователей в том, что происходит на вашей странице. Просите своих пользователей, чтобы они сообщали о троллях и ругались с ними за то, что они засоряют дискуссию.
Если постепенно снимать покров анонимности, может быть, мы перестанем видеть в тролле страшное сказочное чудовище и заметим в нем то, чем на самом деле все мы являемся – человека.
Автор – менеджер по продуктам и дизайну Facebook